Нам представляется, что наряду с этим важнейшей задачей обучения студентов на начальном этапе профессиональной подготовки является формирование учебно-исследовательской компетентности. Учебно-исследовательскую компетентность справедливо относят к ключевым компетентностям. Она будет востребована каждым выпускником поскольку, с одной стороны отражает тенденцию XXI века «образование не на всю жизнь, образование через всю жизнь», а с другой - общепризнано, что хороший врач постоянно учится.
В вузах основное внимание уделяют развитию исследовательской, творческой составляющей данной компетентности, полагая, что учебно-познавательной деятельностью студенты овладели ещё в школе. Однако, как показало анкетирование студентов 2 курса лечебного, стоматологического, педиатрического факультетов и 3 курса фармацевтического факультета ВолГМУ (всего 534 человека) в сопоставлении с баллами рейтинга, и в университете уровень сформированности учебно-исследовательской компетентности у студентов - медиков далёк от оптимального, особенно это касается рефлексивно-оценочной деятельности студентов. Так, адекватно оценивают свои знания по биохимии только 42% студентов. Заниженная самооценка отмечена у 31% студентов (от 10% у студентов-стоматологов до 53% у студентов- педиатров). Завышенная самооценка свойственна 27% студентам (от 10% у студентов-фармацевтов до 38% у студентов-стоматологов). Причем студенты не только не видят разницы между «учил» и «выучил», но и не проводят анализа причин факторов, затрудняющих учение.
Разработана технология формирования учебно-исследовательской компетентности у студентов на начальном этапе профессиональной подготовки. При её апробации отмечена интересная динамика: завышение уровня подготовки у ряда студентов сменилось периодом занижения своих знаний, и лишь к концу у большинства самооценка стала адекватной.
В результате рефлексивно-оценочной деятельности студентов в течение изучения пяти модулей по биохимии число корректно оценивающих себя студентов составило 63% (от 60% у студентов стоматологического факультета до 68% студентов-фармацевтов). Снизилось число студентов с заниженной самооценкой своих знаний до 16% и с завышенной самооценкой - до 21%.
Мы предполагаем, что формирование учебно-исследовательской компетентности у студентов-медиков будет успешным, если:
- если работа по формированию учебно-исследовательской компетентности будет начинаться на первом курсе вуза и продолжаться все годы обучения, как на теоретических, так и на клинических кафедрах;
- студенты будут мотивированы на содержательно-оценочной основе;
- при изучении дисциплин медико-биологического профиля студенты осознанно включатся в процесс выработки учебно-исследовательской компетентности как в аудиторной, так и в самостоятельной работе;
- ведущей станет систематическая рефлексивно-оценочная деятельность;
- анализ собственных затруднений в учебно-исследовательской деятельности будет сопровождаться соответствующими корректирующими мерами;
- преподаватели будут осуществлять управление учебной деятельностью студентов через механизм сотрудничества, раскрывая студентам возможности для активизации познавательных сил, презентации полученных навыков и раскрытия творческого потенциала в образовательной среде вуза.
Библиографическая ссылка
Бондаренко Е.В., Артюхина А.И., Великанова О.Ф., Складановская Н.Н. К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ-МЕДИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 9. – С. 94-95;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25354 (дата обращения: 04.12.2024).