Учебный процесс в высшей школе, в том числе по теории вероятностей и математической статистике, подчиняется определенным закономерностям и принципам обучения.
В современной дидактике выделен целый ряд закономерностей и законов обучения. В работах ведущих специалистов сформулированы следующие закономерности:
- обусловленность процесса обучения потребностями общества в высококвалифицированных специалистах широкого профиля, всесторонне развитых и творчески активных;
- взаимосвязь преподавания и учения в целостном процессе обучения;
- зависимость содержания обучения от его задач, отражающих в себе потребности общества;
- межпредметные связи между разными циклами учебных дисциплин и между отдельными дисциплинами внутри данного цикла;
- взаимосвязь между учебной и научной деятельностью студента.
Наиболее важной закономерностью учебного процесса в высшей школе является закономерность, которая касается межпредметных связей. Особое значение при этом уделяется связи фундаментальных дисциплин с профилирующими специальными дисциплинами. Требования, в основу которых положены наиболее важные закономерности, возводятся в роли принципов обучения. Закономерности обучения органически связаны с принципами обучения, которые реализуются как в учебном процессе в целом, так и в отдельных его компонентах.
Специфическим принципом для высшей школы является принцип профессиональной направленности обучения, так как высшая школа всегда была и будет профессиональной по своей сути и назначению.
Под профессиональной направленностью учебного процесса понимается такая его организация, которая способствует формированию профессионально-значимой мотивационной сферы будущего учителя. В основу профессиональной подготовки учителя ложится формирование профессиональной направленности личности. Реализация в обучении математике принципа профессиональной направленности имеет целью формирование математического аспекта готовности будущего специалиста к профессиональной деятельности. В содержание этого понятия включают следующее: развитие мышления и формирование профессионально-значимых приемов умственной деятельности; обеспечение математического аппарата для изучения специальных дисциплин и профессиональной подготовки; методологическую подготовку к непрерывному самообразованию в области математики и ее приложений.
Профессиональная направленность в научно-педагогической литературе рассматривается как форма специфической межпредметной связи и характеризуется как специализированная взаимосвязь общеобразовательных знаний с профессиональными (Г.С. Гутонов, Л.В. Мельникова, А.Я. Кудрявцев, Н.Н. Лемешко, Т.В. Воронина, Т.Н. Алешина и др.).
Принцип профессиональной направленности предполагает интеграцию общенаучных и специальных дисциплин в вузе; общенаучных знаний со специальными знаниями и умениями, а также формирование значимых качеств будущего специалиста. Сущность любого принципа обучения раскрывается в содержании того противоречия, на разрешение которого он направлен. Принцип профессиональной направленности разрешает противоречие между требованиями общества по формированию всесторонне развитой целостной личности и необходимостью ее подготовки к активному участию в определенной области профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными способностями, общественными потребностями.
Принцип профессиональной направленности регулирует в образовании соотношение общего и специфического, определяет диалектику взаимодействия целостного развития личности и ее особенного, профессионального. Именно это обстоятельство предопределяет особое дидактическое значение принципа профессиональной направленности в профессиональном образовании.
Под профессионально-педагогической направленностью обучения математике понимается необходимость целенаправленного и непрерывного формирования у студентов основ профессионального мастерства, базирующихся на активных и глубоких знаниях школьного курса математики, его научных основ и методического обеспечения, приобретаемых на благоприятном эмоциональном фоне положительного отношения к профессии учителя, к математике как к учебному предмету [1].
В настоящее время в дидактике высшей школы выделены шесть принципов, на которых базируется концепция профессионально-педагогической направленности обучения: фундаментальности, непрерывности, ведущей идеи, бинарности, информатизации, комплексного подхода (А.Г. Мордкович, Г.Л. Луканкин, Н.И. Батьканова).
Рассмотрим возможности реализации принципа фундаментальности в процессе обучения теории вероятностей, изучение которой является органически составной частью процесса обучения математике.
Принцип фундаментальности заключается в том, что учитель должен иметь фундаментальную математическую подготовку, обеспечивающую ему математические знания, далеко выходящие за рамки школьного курса математики, проявлять эрудицию в реализации межпредметных связей.
Профессионально-педагогическая подготовка предполагает такой объем математических знаний, умений и навыков, который послужит будущему учителю научным фундаментом для плодотворной работы в школе: глубокое овладение математическими фактами и закономерностями, квалифицированное оперирование ими, умение применять различные методы и средства обучения математике. В частности: полное и глубокое понимание основных фактов и идей, находящих применение в школе, умение решать задачи любого уровня сложности и различными способами.
Применительно к изучению математических дисциплин принцип фундаментальности выражает необходимость серьезной, солидной математической подготовки с учетом нужд приобретаемой педагогической профессии: «... необходима фундаментальная математическая подготовка учителя, обеспечивающая ему действенные математические знания в пределах, далеко выходящих за рамки школьного курса математики, и универсальность в овладении им различными математическими учебными предметами в школе, но эта фундаментальность является не целью, а средством подготовки учителя ...» [1, с. 76].
Студенты, как правило, имеют весьма скудный багаж школьных знаний из области стохастики. В этой связи особый интерес представляют задачи, демонстрирующие связь теории вероятностей с другими науками: физикой, химией, биологией, психологией, экономикой и др., что наглядно показывает межпредметные связи ее с другими курсами.
Очевидно, что для более качественного усвоения студентами материала на протяжении всего курса обучения следует уделять особое внимание связи обучения с жизнью, опираясь при этом на конкретные примеры. Это позволит обучающимся не только изменить свое (кстати, довольно распространенное) отношение к теории вероятностей как к науке, изобилующей абстрактными понятиями, но и с успехом применять свои знания в практической деятельности.
В связи с тем, что курс теории вероятностей является важным элементом методической подготовки будущего учителя, большое значение приобретает вариативность введения основных понятий. Необходимо всестороннее изложение материала, показ различных способов введения одного и того же понятия, решения задач. Например: различные определения вероятности (классическое, статистическое и геометрическое); вычисление искомой вероятности с помощью различных формул и сравнение полученных значений.
Такой подход к обучению способствует формированию и развитию умения у студента абстрактно мыслить, свободно ориентироваться в различных подходах к изучению материала. При изучении стохастики полезно применять алгоритмы для решения стандартных задач, а также формировать навыки самостоятельного составления алгоритмов и др. В задачах необходимо обращать внимание студентов на взаимосвязь научных и практических компонентов, выявление закономерностей, которые позволят построить математическую модель, найти алгоритм решения.
Будущий специалист обязан иметь ясные представления о вероятности и особенностях различных методических подходов в изложении вероятностной линии, так как ему предстоит закладывать и формировать вероятностно-статистические знания у своих учеников; должен уметь составлять и решать прикладные задачи, для чего ему необходимо обладать профессионально-значимыми умениями моделирования, а также составления и применения алгоритмов. Студенту необходим определенный уровень логико-комбинаторного мышления, под которым будем понимать логическое мышление, подкрепленное умениями: находить все логически возможные варианты решения; группировать отдельные элементы по определенному признаку; видеть различия в полученных выборках.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Профессионально-педагогическая направленность специальной подготовки учителя математики в педагогическом институте: Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1986. - 355.
Работа представлена на Общероссийскую научную конференцию «Проблемы качества образования», Иркутск, 5-7 июля 2010 г. Поступила в редакцию 15.06.2010.
Библиографическая ссылка
С.А. Самсонова ВЗАИМОСВЯЗЬ ПРИНЦИПОВ ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ И МАТЕМАТИЧЕСКОЙ СТАТИСТИКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 8. – С. 146-149;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25324 (дата обращения: 21.11.2024).