Перспективной формой оптимизации внедрения программированной формы обучения в преподавании патологической физиологии является разработка ситуационных задач по различным разделам курса в достаточном объёме для компьютерного тестирования студентов и специалистов в постдипломном периоде обучения. В перспективе - такой способ подачи учебного материала, когда общее заключение по всей задаче складывается и логически вытекает из оценки отдельных её элементов. Опыт показывает рациональность использования ситуационных задач как вспомогательного средства в учебном процессе, предэкзаменационной подготовке и проверке элементарных знаний и навыков.
В настоящее время вследствие интегративных тенденций в развитии форм организации учебных занятий понятие концентрированного модульного обучения приобретает все большее значение. Концентрированное обучение позволяет существенно интенсифицировать учебный процесс и повысит качество обучения за счет усиления системности знаний, приобретения необходимых умений и мобильности их использования в повседневной практике врача. Эта технология организации учебного процесса сосредотачивает внимание преподавателей и студентов на изучении данного предмета при сохранении одновременно изучаемых дисциплин на определенном интервале времени и путем структурирования учебного материала в укрупненные блоки, обладающие большой познавательной ёмкостью. Основная организационная единица этой модели - учебный блок, который включает в себя следующую последовательность взаимосвязанных форм организации обучения: лекция - самостоятельная работа - практические занятия - оценка знаний. В системе медицинского образования на 3 курсе наиболее эффективно использование модульного принципа обучения патофизиологии с применением лекционно-практической формы проведения занятий. Опыт реализации этой формы обучения свидетельствует о её несомненных возможностях и перспективах. Она даёт возможность сочетать высокий теоретический уровень преподавания с развитием у студентов умений и навыков самостоятельно осмысливать фундаментальные научные идеи и концепции, устанавливать межпредметные связи, делать методологические и мировоззренческие выводы, принимать оценочные решения, использовать теоретические положения для решения практических клинических проблем. Концентрированная лекционно-практическая форма обучения позволяет изложить важные вопросы патофизиологии более последовательно, и развёрнуто, в связи с чем у студентов создаётся целостное представление об изучаемых объектах и явлениях, что, несомненно, способствует формированию более глубоких теоретических знаний. Этот принцип требует фиксации в минимальном объеме знаний такого содержания, которое обладает большой познавательной ёмкостью. Генерализация учебных знаний позволяет добиться более глубокого усвоения материала, переходу с уровня понимания и запоминания на уровень творческого усвоения и применения знаний патофизиологии на старших курсах и в медицинской практике.
Таким образом, в образовательный процесс, как подсистему культуры, включаются не только перечисленные элементы, но и создаваемая наукой целостная картина мира, синтезирующая в себе разнообразные аспекты. Совершенствование преподавания патологической физиологии может и должно проявиться в усилении фундаментальности, но вместе с тем достаточной разнообразности, вариативности, личностной значимости и максимальной индивидуальности. Область применения новых образовательных технологий в системе обучения может быть распространена на медицинское образование любого уровня - от базового до аттестации интернов и клинических ординаторов, а открытость системы даёт возможность унифицировать стандарты качества образования.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ПРЕПОДАВАНИИ ПАТОЛОГИЧЕСКОЙ ФИЗИОЛОГИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 8. – С. 75-76;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25244 (дата обращения: 03.12.2024).