Являясь одной из сущностных характеристик человека, его здоровье определяет степень жизнеспособности, устойчивости организма, возможность реализовать свои биологические и социальные функции. В этой связи при разработке проблемы сохранения и укрепления здоровья человека важнейший акцент приобретает проблема формирования его как достаточного для успешной жизнедеятельности уровня.
Таким образом, возникает вопрос о развитии и воспитании здоровьеориентированной направленности личности, отношения к здоровью как к высшей духовной, психической и физической ценности в процессе реализации научно-обоснованных социально-экономических, медико-биологических, экологических, психолого-педагогических мер, направленных на повышение жизнедеятельности человека в изменяющихся условиях внешней среды.
Здоровьеориентированная направленность личности тесно связана с валеологическим (здоровьеориентированным) сознанием, и валеологическим мышлением.
В содержание здоровьеориентированной направленности личности входят интеллектуальный, волевой, эмоционально-чувственный и мотивационный компоненты.
Под понятием «здоровьеориентированная направленность личности» мы понимаем совокупность доминирующих мотивов, ценностных ориентаций, значимых интересов, установок и отношений молодого человека, ориентирующей его на постоянное сознательное осуществление здоровьесберегающей и здоровьетворческой деятельности.
На основе данных представлений нами разработана модель структурных элементов информационно-образовательной направленности, составляющих концептуальную основу валеологического образования учащихся.
Данная модель состоит из стержневых блоков гуманистического образования, алгоритмов решений, направленности действий (вектор управленческих решений) и валеологообразовательного вектора здравостроения (Схема 1).
Последний замыкается на векторе валеологооздоровительных средств, методов и технологий и соответственно на векторе управленческих решений. При этом векторы показаны как фрагменты мониторингового подхода с использованием схемы здоровьесберегающей среды учащихся ОУ. В названной уровневой модели показаны фрагменты теоретической и концептуальной основы физического воспитания учащихся - постановка проблемы. Этот блок модели замыкается на перспективно-формирующем прогностическом этапе.
Схема 1. Векторная уровневая модель здравотворчества
Свое продолжение вектор управленческих решений находит в подготовке и формировании решений, выразившихся в объекте, предмете, цели и гипотезе исследований. Блок схемы - поисково-альтернативных прикладных решений и общеобразовательной направленности в валеолого-образовательном векторе здравостроения учащихся - находит продолжение в постановке проблемных ситуаций и подборе средств, а также в формировании цели и альтернативы выбора решений.
Выбор решения в векторе управленческих алгоритмов блока базовой развивающей образовательной направленности тесно увязывается с идеей формирования критерия и выбора оптимальных решений всего хода и рассуждений в предложении альтернатив.
Реализация решений в векторе управленческих операций находит преломление и логическое завершение в блоках схемы - эколого-педагогической образовательной направленности и мониторинга здравостроения, коррекции и контроля валеологического образования и мотивации учащихся. Она осуществляется в два этапа.
Первый этап предполагает ознакомление с основами знаний, умений и навыков, основы здравотворчества с элементами педагогической и эколого-биологической образовательной направленности выстраивается в ходе мониторинга валеологического образования. В ходе его учащиеся знакомятся с элементами знаний по основам состояния своего здоровья и умениями диагностики.
С использованием сравнительного анализа, который, в свою очередь, дает возможность с достаточно высокой степенью убедительности и наглядности построить и оценить индивидуальный антропометрический профиль занимающегося, выстраивается логика тактики, где производится коррекция тренировочной программы отстающих или слаборазвитых изученных морфометрических данных, т.е. осуществляется стратегия управляемых решений в выборе оптимального варианта в реализации решения здравостроения на ближайшую перспективу.
Необходимо отметить, что модель современного образовательного процесса базируется на физиологических и психолого-педагогических предпосылках оптимальности и постепенности, использования функциональных возможностей и уровня здоровья растущего молодого организма. Предложенная модель схемы управления и алгоритма здоровьесбережения учащихся позволяет через процедуру педагогических технологий и управленческих решений осуществлять содержательно-процессуальное использование валеолого-образовательного вектора здравотворчества растущего организма ребенка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Вашлаева Л.П. Формирование здоровьесберегающей стратегии педагога: Монография. Кемерово, 2004. - 320 с.
- Имангалиев А.С. Педагогическая валеология. - Алматы: изд-во «Алем», 1998. - 262 с.
- Маджуга А.Г. Использование здоровьесберегающих технологий в эколого-валеологическом образовании и воспитании учащихся / В сб.: материалы V Международной науч.-пр. конф. «Здоровье и образование в XXI веке». - М.:изд-во РУДН, 2004.-С. 230-232.
- Концепция формирования здорового образа жизни по программе «Валеология - как быть здоровым» в системе непрерывного образования Республики Казахстан // Валеология. Физвоспитание. Спорт. - 2002. - № 1. - С. 28-41.
- Сатпаева Х.К. Научные основы формирования здорового образа жизни у населения. - Алматы, 1998. - 120 с.
- Тулебаев К.А., Игсатов Р.З., Сейдуманов С.Т. Социально-медицинские аспекты концепции подхода к формированию здорового образа жизни. - Алматы, 1998. - 150 с.
- Федоренко Л.Г. Психологическое здоровье в условиях школы: Психопрофилактика эмоционального напряжения. - Спб.: КАРО, 2003. - 208 с. - (Материалы для специалиста образовательного учреждения).
- Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М., 1997. - 120 с.
Работа представлена на научную международную конференцию «Проблемы международной интеграции национальных образовательных стандартов», 23-27 апреля 2006 г., Париж (Франция). Поступила в редакцию 30.03.2007 г.
Библиографическая ссылка
Маджуга А.Г., Абибулаева А.Б., Маджуга А.Р., Агзамов Р.Р. ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛЬНО-ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 7. – С. 103-105;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25205 (дата обращения: 21.11.2024).