Одновременно с этим в вузах наблюдалось резкое снижение числа желающих получить высшее образование. Мало кто хотел получать специальности инженеров, агрономов, зоотехников, плановиков, ведь многие заводы и фабрики закрылись, сельскохозяйственные предприятия распались. Безработица, быстрый нарастающий темп инфляции, обесценивание денег привело к тому, что население «кинулось в коммерцию» зарабатывать, чтобы выжить в сложившейся ситуации, причем в основном в малый бизнес (кооперативы, малые частные предприятия), где высшее профессиональное образование вроде бы и не требовалось.
Но спустя несколько лет ситуация начинает меняться: предприниматели начинают задумываться об эффективном управлении своими фирмами; о принятии более грамотных, оптимальных управленческих решений; о прогнозировании развития своей коммерческой деятельности. Поэтому перед ними встала проблема - нехватка более узких специальных знаний и умений. Вследствие этого спрос на образовательные услуги начинает расти.
В России недооценка роли и значения системы образования и профессиональной подготовки кадров на начальном этапе рыночных преобразований, хроническое недофинансирование учреждений образования привели к нарастанию кризисных явлений в государственной системе образования и стихийному возникновению и развитию альтернативных образовательных организаций (частные образовательные центры по предоставлению образовательных услуг населению), чаще на базе центров занятости и трудоустройства (бирж труда).
Но именно тогда вузы, чтобы выжить в новых условиях, начинают осваивать новые специальности и специализации: бизнес-образование, финансы, право, менеджмент, маркетинг, математическое исследование экономических систем.
Важной тенденцией социально-экономических преобразований в современной России является передача решения все большего числа жизненно важных для населения вопросов с государственного на региональный и муниципальный уровни. Эта тенденция отражена в административном устройстве России и зафиксирована в Конституции, став результатом непростой борьбы между регионами и федеральной властью. Быстро нарастить интеллектуальный кадровый потенциал многие регионы не в состоянии в силу громадных затрат на обустройство приглашаемых специалистов, и перед регионами все острее стоит вопрос о развитии собственной сети профессионального, особенно высшего профессионального и послевузовского образования - региональной системы образования [1].
Интеллектуальным стержнем региональной системы образования должен быть университет, который возьмет на себя ответственность за решение жизненно важных проблем региона, перейдя в новое качество - региональный университет. Региональный университет - это не только образовательное учреждение, но и научный центр, в котором сосредотачивается интеллектуальный потенциал региона. Региональный университет - интеллектуальное средство решения широкого спектра региональных проблем. Его миссия - взять на себя ответственность за жизнь своего региона [1]. Региональный университет можно назвать исследовательским университетом: это крупный вуз, имеющий в своем составе НИИ, опытно-производственные подразделения, консультационно-информационные центры [2].
Особое внимание вузы стали уделять повышению квалификации и переподготовке кадров. Это особый вид образования, который быстро и с минимальными затратами можно развернуть в регионе. С него и нужно начинать создание региональной системы образования. Образование взрослых имеет громадное значение, поскольку позволяет обогатить современными знаниями обладающих практическим опытом непосредственных участников общественного производства, превращая тем самым знания в реальную производительную силу.
Использование зарубежного опыта с учетом особенностей российской экономики представляется весьма целесообразным. Мы считаем, что к российской действительности могут быть приложимы идеи американского университета Purdue University Cooperative Extension Service по повышению квалификации и переподготовке - оказание различных малых образовательных услуг населению.
Университет Purdue основан в 1869 году, назван по имени Джона Пурдью [3].
Purdue Extension - это один из важнейших национальных «поставщиков», научной информации на основе исследования и образования, который находится в Западном Лафайете (США, штат Индиана).Это сеть колледжей, филиалов университета, в системе американского Министерства земледелия, которая обслуживает все округа Америки.
Основные направления учебно-научной деятельности: сельское хозяйство, ботаника, биология, сельскохозяйственная экономика, агрономия, патологии растений, энтомология, лесоводство, садоводство, архитектура пейзажа, ветеринария и др.
Кроме предоставления образовательных услуг студентам, университет занимается оказанием консультативно-образовательных услуг населению. Поэтому ее одной из миссий является обслуживание граждан штата Индиана необходимыми научно-практическими знаниями в области сельского хозяйства и бизнеса с целью создания новых возможностей, которые продвигают общество и решают разнообразные социальные и технические проблемы.
Этим занимается специально созданный отдел - Purdue Extension. Он обеспечивает неофициальными образовательными программами население. Краткосрочные обучающие курсы основанны на наиболее продвинутых теоретических, эмпирических и прикладных методах, которые расширяют знания базовых академических дисциплин.
Преподаватели Purdue Extension считают, что старт успешного бизнеса - это больше, чем идея. Прежде чем его организовать, необходимо провести анализ и понимание рынка, а для этого необходимы специальные знания. Purdue Extension и его партнеры через образовательные ресурсы помогут преуспеть всем желающим в сельском хозяйстве и бизнесе. Университет берет на себя необходимость найти местного эксперта, который включит слушателя в программы обучения, поможет найти информацию и ответы на все интересующие вопросы. На сайте университета http://www.ces.purdue.edu/ имеются специальные разделы, где все обучающиеся и консультирующиеся могут связаться с преподавателями, которые помогут оценить:
- на каком этапе в деловом развитии находится консультирующийся;
- в каких ресурсах он нуждается;
- какие дальнейшие шаги необходимо предпринять.
Одна из образовательных программ - стратегическое планирование бизнеса коммерческих производителей. Это программа обучения коммерческих менеджеров ферм с целью сделать их эффективными деловыми менеджерами. Для этого они приобретут знания о всесторонних финансовых стратегиях, инструментах маркетинга и управления рисками. Суть этой программы:
- стратегическая секция управления: изучить изменения в сельском хозяйстве, развитие эффективных стратегий, чтобы использовать в своих интересах много возможностей, которые эти изменения представляют;
- финансовая секция управления: показать, как менеджеры фермерского бизнеса могут использовать свои финансовые ресурсы, чтобы создать эффективную деловую организационную структуру;
- секция управления рисками: исследует, как управлять риском, маркетингом, чтобы обслужить потребности клиентов.
Электронный ресурс этой программы включает:
- образовательные файлы по финансам, стратегическому маркетингу, применительно к сегодняшним видам коммерческой деятельности фермы;
- презентации по обучающим курсам (PowerPoint);
- практические задания с целью применения понятий, концепций к действиям сельскохозяйственного участника.
Основываясь на приведенном опыте, можно утверждать, что становление региональных университетских комплексов имеет ряд особенностей:
- они призваны принять на себя функции центра науки, культуры и образования территории;
- развитие потенциала и кадровых ресурсов региональных университетских комплексов тесно связано с потребностями региона, с необходимостью участия в разработке и реализации программ социально-экономического развития региона;
- комплексы имеют достаточно сложную содержательную и организационную структуры, обеспечивающие преемственность, непрерывность и многоуровневость профессионального образования;
- в отличие от классических университетов региональные университетские комплексы обязаны обеспечить не только фундаментальную научную подготовку, но и освоение компетентностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность в различных сферах.
Необходима государственная поддержка на законодательном уровне со стороны федеральных и региональных властных структур, в части организационного и финансового обеспечения университетских комплексов, чтобы малые образовательные услуги стали стимулом оживления предпринимательской инициативы, роста занятости и благосостояния населения территорий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Назин Г.И. Миссия регионального университета - взять на себя ответственность за жизнь территории // Северный Университет. - 21.11 2001. - № 6.
- Ильченко А.Н., Койфман О.И. О роли исследовательских университетов в регионе: от науки до реального бизнеса // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. - 2004. - №1. С.52-54.
- http://www.ces.purdue.edu/ - Сайт Purdue University Cooperative Extension Service, штат Индиана, США.
Работа представлена на всероссийскую научную конференцию «Перспективы развития вузовской науки», г. Москва, 14-16 мая, 2007 г. Поступила в редакцию 05.04.2007г.
Библиографическая ссылка
Ксенофонтова О.Л., Ильченко А.Н., Ильченко А.Г. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ РЕГИОНАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В ОРГАНИЗАЦИИ МАЛЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 7. – С. 100-102;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25203 (дата обращения: 21.11.2024).