Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТОВ

Сырцова Е.Л.
Становлению профессионально-личностной позиции студента и развитию их автономности способствует организация в вузе студенческого самоуправления. Автономность - это качество личности, сочетающее в себе умение приобретать новые знания и творчески применять их в различных ситуациях со стремлением к такой работе.

Под системой студенческого самоуправления в вузе понимается целостный механизм, позволяющий студентам участвовать в управлении вузом и своей жизнедеятельностью в нем через коллегиальные взаимодействующие органы самоуправления - на всех уровнях управления вузом, в том числе самоуправления в общежитиях, а также общественных студенческих организациях по интересам.

Главное в изменении смысла студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно нравственного самоопределения.

В современной постановке студенческого самоуправления просматриваются сейчас три основных начала.

  1. Студенческое самоуправление - как условие реализации творческой активности и самодеятельности в учебно-познавательном, научно профессиональном и культурном отношениях.
  2. Студенческое самоуправление - как реальная форма студенческой демократии с соответствующими правами возможностями и ответственностью.
  3. Студенческое самоуправление как средство (ресурс) социально-правовой самозащиты.

Непосредственными субъектами студенческого самоуправления в вузе выступают студенческий коллектив вуза, коллективы факультетов, курсов (потоков) и академических (учебных) групп.

Целью организации системы студенческого самоуправления в ГОУ ВПО "Вятский государственный гуманитарный университет" является создание условий для развития личности студента ВятГГУ как человека интеллигентного, творческого, инициативного, способного к саморазвитию, признающего гуманное отношение к человеку наивысшей ценностью, обладающего демократическим сознанием, отвечающего современным социально-экономическим требованиям к высококвалифицированному специалисту.

Для достижения заявленной цели были выдвинуты следующие задачи:

  • помочь обогащению опыта отношений студентов ВятГГУ к себе, к обществу, к окружающему миру;
  • усилить роль студенческих общественных организаций в личностном становлении студента, в формировании его мировоззрения;
  • создать социокультурное пространство для реализации общественно-значимых инициатив студентов ВятГГУ;
  • повышать эффективность и успешность учебы, активизировать самостоятельную творческую деятельность студентов в учебном процессе с учетом современных тенденций развития системы непрерывного образования;
  • формировать потребности в освоении актуальных научных проблем по избранной специальности через систему научного творчества студенческой молодежи;
  • воспитывать ответственность студенческих коллективов за дисциплину, труд, за утверждение нравственной позиции личности и коллектива, за формирование творческой личности специалиста;
  • развивать и углублять инициативу студенческих коллективов в организации гражданского воспитания;
  • утверждать демократический образ жизни, высокую взаимную требовательность, чувство социальной справедливости, здоровый морально-психологический климат, высокие нравственные устои молодой студенческой семьи, утверждать на основе широкой гласности принципы гуманистической нравственности, нетерпимости к антиобщественным проявлениям в быту;
  • создавать и содействовать сплочению целостных студенческих коллективов, академических групп, потоков, курсов, факультетов вуза;
  • усилить роль студенческих общественных организаций в личностном становлении студентов, в формировании мировоззрения.

Самоуправление студентов - это необходимый фактор активизации общественной жизни молодежи. В ВятГГУ оно построено на принципах добровольности, выборности, отчетности, представительства от студенческих групп и др. Студенческое самоуправление состоит из нескольких выборных органов и имеет четкую структуру.

Студенческое самоуправление ВятГГУ функционирует на трех уровнях: локальном, факультетском и вузовском. Высший орган студенческого самоуправления - конференция студенческого актива университета, которая избирает Студенческий совет университета. Основным содержанием его деятельности является реализация проектов по направлениям "Спорт и здоровье", "Культура и творчество", "Общественно-полезная деятельность", "Наука". Инициаторами, организаторами мероприятий в рамках вышеуказанных проектов являются сами студенты, объединенные в творческие группы по интересам.

Важнейшая роль в системе студенческого самоуправления должна принадлежать коллективам учебных групп, структуре управления, которую определяет сам коллектив. Основным механизмом организации деятельности является методика коллективной творческой деятельности. На младших курсах обеспечением реализации данной методики занимается куратор из числа студентов старших курсов, с течением времени эта функция переходит к лидеру группы. В ходе деятельности формируются творческие группы по интересам: наука, творчество, спорт и пр. Представители данных групп входят в актив группы.

Основными функциями студенческого самоуправления в ВятГГУ являются следующие.

Самоактивизация Предполагает приобщение как можно большего числа членов коллектива к решению управленческой проблемы, систематическую работу по вовлечению студентов в управление новыми сферами деятельности.

Организационное саморегулирование Предполагает гибкость в реализации организаторских функций членами студенческих коллективов, устойчивое влияние актива на коллектив, способность коллектива самостоятельно изменять свою структуру с целью более успешного решения организаторских задач.

Коллективный самоконтроль Предполагает постоянный самоанализ органами самоуправления и отдельными организаторами своей деятельности и на основе этого поиск более эффективных путей решения управленческих задач.

К ведущим направлениям деятельности студенческого самоуправления ВятГГУ относятся научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное. Каждое из направлений имеет свое собственное содержание.

Научно-исследовательская деятельность студенческого самоуправления направлена на:

  • выявление одаренных студентов;
  • эффективную организацию научной деятельности студентов;
  • координацию деятельности студенческого научного общества;
  • помощь в организации и проведении конференций, спецсеминаров, круглых столов, приглашении преподавателей из других вузов, неделе студенческой науки и т.д.

Культурно-массовая деятельность ориентирована на:

  • организацию и проведение культурно-массовых мероприятий;
  • сохранение традиций студенческого творчества;
  • поддержку деятельности студенческих творческих коллективов.

Спортивно-оздоровительное направление деятельности студенческого самоуправления способствует:

  • организации работы спортивных секций;
  • участию в организации соревнований и товарищеских встреч по различным видам спорта.

Реализация информационной деятельности студенческого самоуправления обеспечивает организацию и функционирование информационного пространства в вузе, освещение наиболее значимых мероприятий в жизни студенческого сообщества.

Основной критерий эффективности деятельности студенческого самоуправления заключается в повышении уровня активности каждого студента в различных сферах деятельности. Текущий контроль осуществляется по мере работы на факультетах, промежуточный - по анализу конкретных мероприятий. Итоговый контроль осуществляется по отчетам работы органов студенческого самоуправления за год.

Сегодня самоуправление студентов в вузе начинает в силу самих объективных обстоятельств социальной жизни выражать интересы самоорганизации студентов - интересы, которые нуждаются в адекватном статусном определений и социально-правовой защите. В этом состоит новый смысл (парадигма) студенческого самоуправления в вузе РФ. Главное в изменении смысла студенческого самоуправления состоит в том, что оно приобретает социально-практический характер, обусловленный необходимостью сознательного ответственного отношения студентов к возможностям и перспективам своего профессионального и культурно-нравственного самоопределения.

Таким образом, организация студенческого самоуправления позволяет развивать творческую инициативу студентов, их ответственность и гражданскую позицию, самостоятельность и социальную активность. Реализация основных направлений деятельности студенческого самоуправления, а именно: научно-исследовательское, культурно-массовое, спортивно-оздоровительное и информационное, - позволяет в комплексе содействовать воспитанию духовно-нравственной, профессионально-трудовой и гражданской культуры студентов университета, развивать их автономность. Для этого необходима постоянная работа по самореализации, самообразованию, самосовершенствованию. А это возможно лишь в том случае, когда студент является активным субъектом общественной жизни университета, участвует в организации этой жизни, создании и поддержании традиций факультета и университета, осознает всю ответственность за качество своей подготовки к предстоящей профессиональной и гражданской деятельности.


Библиографическая ссылка

Сырцова Е.Л. СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ АВТОНОМНОСТИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 7. – С. 77-79;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25185 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674