Именно поэтому в качестве важного аспекта профессионального самосознания учителя мы рассматриваем валеологическое самосознание. Валеологическое самосознание ориентировано на ценностно-смысловые основы здорового образа жизни, формирование внутренней валеологической позиции в вопросах сохранения и укрепления здоровья - своего, своих учащихся, своих коллег на знание этнических феноменов, необходимых для освоения технологий здравотворчества и автиатрических технологий (самоисцеление).
Попытаемся сузить рассматриваемый выше феномен до интересующего нас этнического компонента валеологического самосознания - осознание психического здоровья личностью в контексте ее этничности по принципу целостного отношения ко всем группам этнических признаков, в т.ч. их психобиологической целостности [1,2,3]. При этом нами была поставлена задача рассмотреть механизм возможного формирования дезадаптивного уровня одного из компонентов валеологического самосознания будущих учителей ряда гуманитарных факультетов ЮКГУ (г. Шымкент, ЮКО) через изучение взаимосвязи уровней этнического самосознания и этнической идентификации студентов (в том числе маргинальной этнической идентификации) с их психическим здоровьем и некоторыми показателями интегральной личностной индивидуальности студентов.
В контексте данного исследования мы использовали этнофункциональный теоретико-методологический подход к изучению психики на современном этапе культурно-исторического развития (Сухарев А.В.). Суть данного подхода состоит в том, что психические проявления (элементы) рассматриваются с точки зрения этнической функции - этноинтегрирующей или этнодифференциирующей. Другими словами каждое психическое проявление - душевные состояния, процессы, свойства души конкретного человека, его отношения - объединяет или разделяет этого человека с тем или иным народом. Сухаревым А.В. были выделены существенные этнофункциональные рассогласования отношений человека к группам этнических признаков - климато-географическим, социокультурным и рассово-биологическим. Известно, что наличие определённых этнофункциональных рассогласованных элементов в психике человека требует от него затрат энергии и специфической направленности на интеграцию этих элементов в целостность психики. А такие усилия не всегда могут быть обеспечены соответствующими адаптационными ресурсами. Вследствие этого, могут возникать состояния психической дезадаптации или какие-либо душевные расстройства. Так, на индивидуально-личностном уровне может наблюдаться рост тревоги (беспокойство, неясные опасения), чувства неуверенности, безысходности, неудачливости и т.д.; углубление депрессивных психических расстройств, зависимости от наркотических веществ, выраженность эмоциональных расстройств у детей, ядерные наркомании и алкоголизм и т.д. В социальном аспекте - снижение уровня воспроизводства населения; в психолого-педагогическом - повышение уровня ситуативной и личностной тревожности, ухудшение контакта с преподавателями, понижение внимательности в процессе обучения [4,5]. В дальнейшем определенные этнофункциональные рассогласования могут быть признаками психического вырождения у конкретного человека, которые по Осипову В.П. являются выражением ненормального состояния душевной деятельности развивающиеся с раннего возраста, и поэтому, с определенностью указывают на врожденную психопатическую дегенеративную конституцию, т.е. характеризуются эндогенными расстройствами.
Вместе с тем, психическое вырождение может иметь и приобретенный характер (при неблагоприятных условиях воспитания, хроническом переутомлении, алкоголизме, наркомании и др.), и развиваться, при этом, в направлении дегенерации (нарастание психопатических признаков) и прогенерации (проявление признаков общественно благоприятных-одаренности, гениальности и т.д.). В проведенных нами исследованиях мы попытались изучить одну из возможных форм этнофункциональной рассогласованности - маргинальную этническую идентичность у студентов 1-2-го курсов педагогических специальностей ЮКГУ.
В качестве респондентов выступили 200 студентов казахской национальности, обучающиеся на русском (100 человек) и казахском (100 человек) отделениях специальности 031440 «Педагогика и психология», 031540 «Педагогика и методика начального обучения» (средний возраст - 19,5 лет). В результате использования ряда этнопсихологических тестовых методик, направленных на определение уровня этнической самоидентификации (тест Куна-Макпартланда, авторская анкета-опросник, методика изучения этнического предубеждения С.М. Джакупова, шкала социальной дистанциированности Э. Богардуса и др.) нами были выявлены следующие уровни этнической идентификации: 1) четкая позитивно окрашенная моноэтническая идентичность (84 человека, 42%) - I группа. 2) биэтническая идентичность - с сильной идентификацией с двумя группами (66 человек, 33%) - II группа. 3) маргинальная идентичность - с признаками балансирования между двумя культурами, без погружения в должной мере ни в одну из них (50 человек, 25%) - III группa. (Berry, Bochner)
Для интересующей нас III группы студентов титульного этноса характерно следующие особенности: доминирование русского языка, компетентность в казахском на уровне понимания и бытового общения (при этом родным языком декларируется казахский язык и все они - исключительно горожане); в структуре самокатегоризации - этническая принадлежность ими практически не фиксируется и как, следствие выявляется выраженный диссонанс эмоционально - аффективного компонента этнической позиции. 70,2% респондентов отметили, что им безразлично, принадлежат ли они к казахскому или какому-либо другому народу. Респонденты третьей группы себе и типичным представителям казахской и русской этнической групп приписывают разные, не совпадающие между собой качества; при этом значимой корреляции между тремя рядами не обнаружено. Кроме того, казахи - маргиналы проявили такую же предубежденность по отношению к русским, что и индивиды с этнической гиперидентичностью (например, отрицание брака и других близких форм социального контакта с русскими.) Полученные результаты свидетельствуют о колебаниях между двумя этническими группами, сопровождающимися внутри - и межличностными конфликтами, симптомами которых является дезорганизованность, ощущение «неприступной стены», неприспособленность, неудачливость, отчужденность, отчаяние, бессмысленность существования, агрессивность. Эти данные были подтверждены в последующих экспериментах по изучению уровней интегральной индивидуальности личностей маргиналов (при этом исследовались свойства нервной системы, свойства темперамента, личностные свойства, социально - психологические свойства с использованием опросников В.М. Русалова, Г. Айзенка, 16 ФЛО опросника Р. Кеттелла, Т. Лири и др.).
Таким образом, экспериментальные данные подтвердили нашу гипотезу о том, что этнофункциональные рассогласования отношений человека к этническим признакам могут способствовать возникновению определенных психопатологических признаков. В нашем случае это показано через взаимосвязь маргинального уровня этнической самоидентификации и проявление личностных свойств дезадаптивного характера у студенческой молодежи.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Выжлецов Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПГУПМ 1996. - 152 с.
- Чекалов А.Е. Проблема здоровья во внерациональных формах культуры. - Ростов-на-Дону, 1997. - 27 с.
- Хруцкий К.С. Интегративная модель валеологии как целостной науки и практики. Перспективы развития конституционно-логических исследований // Валеология. - №5. - 1997. - С. 5-12
- Маджуга А.Г. Валеологическая культура как фактор профессионально-личностного развития учителя/ В Сб.: Труды республиканской научно-практической конференции «Физическая культура и спорт-основа здорового образа жизни». - С. 246-250
- Сухарев А.В. Этнофункциональный подход к проблеме этнического вырождения // Журнал прикладной психологии. - 2001. - № 2. - С. 50-55.
Библиографическая ссылка
Маджуга А.Г. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ УЧИТЕЛЯ С ПОЗИЦИИ ЭТНОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ПОДХОДА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 7. – С. 36-37;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25157 (дата обращения: 21.11.2024).