Методологические знания необходимы не только ученому, исследователю, но и учителю. Современному учителю недостаточно иметь практический опыт и теоретические знания, полученные в студенческие годы. Для разрешения проблем современного школьного образования, участия в инновационной деятельности школы, экспериментальных работах в рамках модернизации образования, охватившей все сферы педагогической деятельности, учителю необходимо обращаться к научно-теоретическим знаниям, владеть методами научно-педагогического исследования.
Образовательный процесс в педагогическом вузе преимущественно направлен на формирование умений и знаний, необходимых для практической деятельности учителя-предметника, в то время как знание методологии также нуждаются в развитии.
Методологические знания, владение логикой и методами научно-педагогического исследования, основными исследовательскими подходами и умениями - это та первооснова, которая в течение всей педагогической деятельности помогает учителю разобраться в различных инновациях, концепциях, новых образовательных технологиях, программах развития образовательных учреждений в огромном количестве предлагаемых ему для внедрения в образовательную практику.
Методика преподавания как совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах, формах организации обучения, обеспечивает подготовку будущих учителей к практической деятельности в различных типах общеобразовательных учреждений.
В процессе подготовки учителей безопасности жизнедеятельности раскрываются закономерные связи процессов (явлений), изучаемых в курсе «Безопасность жизнедеятельности», такие как чрезвычайные ситуации техногенного, природного, социального характера; основы медицинских знаний; основы военной службы и др. На основе выявленных закономерных связей устанавливаются нормативные требования к обучающей деятельности преподавателя и познавательной деятельности студента, обобщается познавательное, воспитательное и развивающее значение знаний, формируемых в курсе «Безопасность жизнедеятельности» и их место в системе подготовки учителей БЖ. В совместной продуктивной деятельности преподавателя и студентов определяются цели и содержание обучения и соответственно вырабатываются наиболее рациональные методы, средства и организационные формы обучения
Ни о какой методологической культуре не может идти речи, если учитель ограничивается лишь репродуктивной деятельностью, выступает в роли «урокодателя», а в своей работе использует традиционные технологии обучения, раз и навсегда усвоенные им в годы вузовского образования.
Деятельность учителя современной школы должна быть продуктивной, творческой, направленной на освоение и внедрение инновационных технологий, создание авторских систем обучения и воспитания, воплощение которых невозможно без знаний методологии. Знания методологии предполагают наличие у учителя проектировочных и конструктивных умений, умений рефлексии.
В практической педагогической деятельности учитель осуществляет проектирование образовательного процесса - урока, конференции, внеклассного мероприятия и др., рассматривая их с позиций системного подхода.
Важнейшую роль в организации продуктивной деятельности учителя играет рефлексия, предполагающая глубокий и всесторонний анализ разработанного проекта, процесса его реализации и результатов.
В связи с этим чрезвычайно важным становится изучение вопросов методологии и формирования методологической и методической культуры будущих учителей.
С позиций философии методология выступает как система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, как совокупность научных методов и приемов познания в конкретной науке, либо учение о научном методе вообще, т.е. учение об этой системе.
В состав методологической культуры учителя входят разнообразные знания. Это, прежде всего знания о методах педагогического исследования, об их природе, классификации, возможностях и границах применимости, генезисе, а также взаимосвязи методов друг с другом.
В условиях модернизации Российского образования учителя школ активно участвуют в экспериментальной работе по совершенствованию содержания, форм обучения. Эксперимент - один из фундаментальных методов научного исследования, отличительной особенностью которого является активное участие исследователя в изучении различных педагогических явлений и процессов. Это становится возможным, если учителя владеют методологическими умениями, например, умениями вести экспериментальную работу. Эти важные для практической деятельности умения должны формироваться в вузе в процессе активного участия студентов в учебно-исследовательской деятельности, овладевая при этом исследовательским методом, являющимся одним из показателей методологической культуры.
Исследовательский метод состоит в творческой самореализации студентов в учебно-исследовательской деятельности, предполагающей написание курсовых и дипломных работ, участия в разработке и реализации социально-педагогических проектов.
Формирование исследовательских методов, предполагает осваивание студентами системы логических методов, к которым относятся анализ, синтез, сравнение, индукция и дедукция, абстрагирование, моделирование и др. Наряду с логическими методами у них формируются знания об эмпирических методах, таких как наблюдение, описание, систематизация, классификация, обобщение и эксперимент. Кроме того, в структуру исследовательского метода входят эвристические методы, придающие исследованию продуктивный, творческий характер. Это метод эмпатии, метод организованных стратегий, «мозговой штурм» и др. Активное использование различных групп методов в учебно-исследовательской деятельности способствует формированию у студентов культуры мышления, основанной на его методологических знаниях. В качестве основных характеристик методологического мышления выступают ассоциативность, рефлексивность, критичность, нестандартность, эмпатийность и другие его особенности.
Рефлексия, предполагающая владение умением анализировать собственную деятельность, способность к научному обоснованию методологических подходов, принципов организации образовательного процесса, критическое осмысление, а также творческое применение современных концепций образования, новых форм и методов познания, управления, проектирования и конструирования педагогического процесса. Размышления, сомневаясь в правильности своих действий, находя противоречия и пути их разрешения, учитель или студент творчески самореализуется в процессе поискового, творческого процесса познания и самопознания.
Безусловно, что только целенаправленный, специально организованный образовательный процесс позволит решить задачу формирования методологической и методической культуры будущих учителей в вузе.
Библиографическая ссылка
В.С. Елагина, Л.Н. Трубина МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ И МЕТОДИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 251-254;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25127 (дата обращения: 21.11.2024).