Социальная интеграция в общество ребенка с нарушениями в развитии возможна при условии его психофизической готовности к интеграции, его активном участии в данном процессе, подразумевающем коммуникацию с окружающими [1].
В связи с этим, необходимы средства и методы, способствующие не только развитию двигательной, эмоциональной сферы и коммуникативных умений детей с ДЦП, но и интеграции и социализации.
Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте и актуальной в этой связи, является разработка технологии адаптивной физической рекреации игровой направленности.
На базе специальной (коррекционной) начальной школы - детского сада «Веселый дельфин» (IV вида) в г. Нерюнгри, Республики Саха (Якутия) была разработана технология адаптивной физической рекреации, которая состоит из следующих блоков: контрольно-аналитического, содержательного и результативного.
Контрольно-аналитический блок включает:
- Диагностику физического состояния (физического развития и физической подготовленности) детей. Используются следующие методы: антропометрия (масса тела, длина тела (стоя), окружность грудной клетки в спокойном состоянии); педагогическое тестирование физических качеств: челночный бег 3х10 м, бег 10 м, прыжок в длину с места, прыжок в высоту с места, метание мешочка (200 гр), статическое равновесие (тест Е.Я. Бондаревского, 1981г.), кистевая динамометрия, подбрасывание и ловля мяча, отбивание мяча от пола.
- Диагностику коммуникативных умений и эмоционального состояния. Используется методика «Изучение коммуникативных умений» (Г.А. Урунтаева, 1995) и тест-опросник «Социометрия» (Дж. Морено, 1995), для изучения эмоционального состояния - методика «Исследование эмоционального состояния» (Э.Т. Дорофеева, 2005).
- Анализ психофизических показателей. На первом этапе проводится анализ исходных данных психофизического состояния, на основе которого разрабатывается программа игровых занятий и план физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Определение динамики физических качеств и коммуникативных умений, сравнение их с возрастной нормой осуществляется по завершении плана мероприятий содержательного блока, с целью определения психофизической готовности детей к участию в физкультурно-оздоровительных мероприятиях со здоровыми сверстникам.
Содержательный блок включает игровые занятия с элементами баскетбола и физкультурно-оздоровительные мероприятия, на которых осуществляется психологическое сопровождение.
1) Игровые занятия с элементами баскетбола поводятся два раза в неделю, в дни свободные от физкультурных занятий. Всего 65 занятий в год. При проведении занятий учитываются методические принципы: возрастной адекватности, оптимальности и вариативности педагогических воздействий, принцип систематичности и последовательности. Дополнительные игровые занятия имеют традиционную структуру физкультурного занятия, на которых проводится обучение элементам баскетбола и подвижным играм, не входящим в программу физкультурных занятий. Используется методика Э.Й. Адашкявичене.
Содержание и структура занятий отвечает традиционным требованиям физкультурных занятий. Подготовительная часть включает общеподготовительную (ходьба, бег, 3-5 общеразвивающих упражнений) и специальноподготовительную (элементы упражнений баскетбола, имитационные упражнения владения мячом). Дозировка упражнений соответствует возрастным требованиям и индивидуальным возможностям и составляет 6-8-10 повторений.
В рамках психологического сопровождения в содержание занятий включаются психологические приемы восстановления эмоционального фона, активизации внимания, снижения психо-эмоционального напряжения детей, подвижные игры низкой интенсивности, направленные на развитие коммуникативных умений и навыков, упражнения и приемы, способствующие сплочению детского коллектива. Внимание акцентируется на индивидуальных и групповых достижениях в двигательной сфере, тем самым, оказывается стимулирующее действие на развитие эмоционально-волевой сферы детей, комментируются эмоциональные проявления и коммуникативные умения детей.
В ходе всего занятия проводится психологическое наблюдение и осуществляется ситуативная психологическая помощь и поддержка детей.
2) Физкультурно-оздоровительные мероприятия (ФОМ). План ФОМ включает 3-4 мероприятия. Проводимые ФОМ имеют следующую структуру: вводная, основная и заключительная части. Вводная часть мероприятия включает физкультурную разминку, приветствие и представление команд. В основной части проводятся подвижные игры и эстафеты. Каждое мероприятие состоит из 5-6 эстафет или конкурсов, чередующихся по интенсивности. В заключительной части ФОМ определяется победитель, проводится награждение участников.
В рамках психологического сопровождения с детьми, участвующими в ФОМ, проводится предварительная психологическая подготовка к соревновательной деятельности - беседы с детьми, направленные на выявление имеющегося опыта и теоретическое ознакомление с процессом ФОМ. С целью практического ознакомления дети приглашаются в качестве болельщиков на ФОМ, проводимые в учреждении, по окончании которых обсуждается эмоциональное состояние и социальное поведение участников. Для изучения эмоционального состояния на физкультурно-оздоровительных мероприятиях используется методика «Исследование эмоционального состояния» (Э.Т. Дорофеева, 2005).
Результативный блок содержит 2-3 ФОМ по модели экстернальной интеграции на базе коррекционного учреждения с участием команд здоровых сверстников и 1-2 мероприятия на уровне районной или областной организации с участием команд дошкольных общеобразовательных учреждений.
Показателем социальной интеграции является участие детей с детским церебральным параличом в физкультурно-оздоровительных мероприятиях со здоровыми сверстниками, результатом эффективности технологии - призовые места.
По результатам исследования, разработанная технология способствовала развитию психофизических качеств, изменению ортопедического статуса детей и групповому индексу здоровья, а также позволила детям принимать участие в традиционных физкультурно-оздоровительных мероприятиях со здоровыми сверстниками.
Список литературы
- Евсеев, С.П. Адаптивная физическая культура : учеб. пособие / С.П. Евсеев, Л.В. Шапкова. - М. : Сов. спорт, 2000. - 240 с. : ил.
- Шипицына, Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич. - СПб. : «Дидактика плюс», 2001. - 272 с.
Библиографическая ссылка
В.А. Иванова ТЕХНОЛОГИЯ АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ РЕКРЕАЦИИ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ С ДЕТСКИМ ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 7. – С. 128-131;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25068 (дата обращения: 21.11.2024).