Реализация задач модернизации образования по созданию личностно-ориентированной, развивающей системы обучения требует обновления педагогической системы, организации в вузе креативной среды, способствующей саморазвитию учащихся в сфере физической культуры посредством освоения ценностей спортивной культуры, построения собственных тренировочных программ и рефлексии учебной деятельности.
Личность - многогранная категория. Поэтому рассматривать физическое саморазвитие личности необходимо обязательно опираясь на ряд подходов, теорий и концепций. Это личностно-ориентированный, системно-деятельностный, синергетический, акмеологический, субъектный подходы; теории развития, систем, деятельности, потребностей, культурно-историческую и т.д.
Ведущими факторами саморазвития личности в условиях вуза выступают: содержание образования, сам процесс организации образования (методика обучения, одновременно побуждающая активное самопознание, стимулирующая самообразование, личностное саморазвитие); деловое и межличностное общение "студент-студент", "студент-группа", "студент-преподаватель" и др.
Организация процесса физического саморазвития студентов будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: изучение (мониторинг) физического потенциала и нравственного уровня студента на всех этапах педагогического процесса; взаимосвязь физического и нравственного воспитания студентов; использование спортивно-видовой, общеразвивающей и оздоровительной направленности физического воспитания с учётом уровня физической подготовленности, мотивов физкультурно-спортивной деятельности, спортивных интересов, психофизиологических особенностей студента; направленность педагогического процесса на преобразование потребностно-мотивационной среды, стимуляцию саморазвивающей деятельности студентов; личностно-деятельностный подход; наполнение содержания учебно-воспитательной работы исследовательскими формами работы; наполнение содержания учебно-воспитательной работы исследовательскими формами работы; применение уровневой дифференциации; гуманизация межличностных отношений; готовность преподавателей физической культуры и спорта к реализации модели физического саморазвития студентов.
Результаты педагогического эксперимента, полученные в ходе итогового тестирования студентов, подтвердили эффективность использования комплекса педагогических условий в рамках разработанной модели физического саморазвития студентов факультета физической культуры и спорта. Общая положительная динамика отмечена нами по всем выделенным компонентам.
Сравнивая динамику процесса физического саморазвития в контрольной и экспериментальной группах, мы заметили, что в контрольной группе количество студентов, занимающихся физическим саморазвитием, за учебный год увеличилось на 27 %, а в экспериментальной - на 62 %. Увеличилось количество студентов, самостоятельно изучающих специальную литературу: на 2 % в контрольной группе и на 10 % в экспериментальной.
Результаты свидетельствуют о том, что ведущими мотивами самостоятельных занятий после эксперимента стали желание «стать физически более развитым», приобретение умений и навыков для избранной профессии, укрепление здоровья. Индекс физкультурной активности студентов экспериментальной группы к концу эксперимента был в 2 раза выше, чем в контрольной.
Значительно увеличился уровень коммуникативной компетентности у студентов экспериментальной группы. Количество студентов, не владеющих знаниями по программному материалу, в контрольной группе уменьшилось на 20 %, в экспериментальной - на 16 %.
В экспериментальной группе, в которой осуществлялось взаимосвязанное физическое и духовно-нравственное воспитание на основе игр, число студентов, имеющих глубокие знания базовых нравственных понятий, правил, принципов, нравственных ценностных ориентаций возросло на 32 %, а в контрольной группе - на 3,6 %. Средний показатель взаимосвязи физического и духовно-нравственного воспитания в экспериментальной группе увеличился на 12,5%, в то же время в контрольной группе увеличение незначительно - 2,1%.
Для проверки эффективности педагогических условий физического саморазвития студентов были выделены следующие критерии: способность к исследовательской деятельности, способность к саморазвитию, коммуникативная компетентность, наличие мотивации, направленной на освоение педагогической деятельности, уровень физической подготовленности.
В вузовском обучении неуклонно возрастает роль не просто "активных методов усвоения материала", а принципиально меняется "ключ" обучения - методы проведения учебных занятий всех видов. Учащиеся должны сами увидеть смысл собственной работы и в процессе изучения материала одновременно станут овладевать "технологической стороной" процесса собственного обучения, станут подлинными субъектами образовательной деятельности.
Библиографическая ссылка
Тагариев Р.З., Шихов С.Е. НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРИЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6. – С. 92-93;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25031 (дата обращения: 21.11.2024).