Влияние расслоенности группы по успеваемости возрастает по мере реализации задач обучения. Диссонанс достигает своего апогея в период окончания изучения блока (модуля) учебного материала - это отражается как отстояние точек D и K, что свидетельствует о прекращении усилий к обучению троечников, их "согласие" с фактом пониженной обученности. Одновременно показателен прогрессивный тренд точки К - отличники стремятся до самого окончания занятия получить наибольший объем знаний (рис.2). Учебные группы, комплектуемые преимущественно по возрастному признаку, в общем случае включают в себя обучаемых различных способностей и обладающих разноуровневыми начальными знаниями. Идеализированные характеристики процессов восприятия потоков учебной информации могут быть представлены в следующей схеме (рис.1). В значительной мере этот график является развитием ранее отмеченных зависимостей.
Проекции точек B и Е, образующих специфический отрезок на оси абсцисс (ось отражает время протекания учебного процесса) характеризуют процесс самоубеждения и самоутверждения в правильности решения, либо согласие с формируемым из вне вариантом учебного знания [в дальнейшем - рассматривается как величина Т2].
Подобная проекция точек D и F на ось абсцисс [отрезок времени Т4] отражает интенсивность и степень влияния коллективного мнения на успешность формирования знаний индивида.
Протекание процесса обучения опирается на некоторые физиологические нормы, которые могут на графике отражаться, например, кривой ZEFQ, в то время как кривая MAKL (рис.1) в большей мере отражает индивидуальные отличия в способностях к обучению, что может быть выраженно в больших знаниях, лучшей подготовленности, динамичности мышления, лабильности и т.д. Необходимо отметить, что время "обработки" учебной информации в различных разделах памяти индивида по мере её усложнения (увеличения энтропии сообщений) находится в сложной зависимости от приобретаемых учебных умений и в общем случае характеризуется некоторым возрастанием пребывания сообщений, наделенных новизной в разделах промежуточной памяти с последующей стабилизацией этого времени и даже некоторым уменьшением пребывания сообщения в шлюзе его обработки в промежуточной памяти в конце усвоения блока учебных сообщений.
Отрезки графика нагружены следующим характеристическим содержанием (для предварительного анализа выделены отрезки АВ и АК рис.2):
А-В - интерпретируется как показатель потенциала отстояния высокоспособных (обученных) учащихся.
А-К - отражает учебный потенциал отличников присутствующий и реализуемый в процессе усвоения отдельного учебного элемента, на практике АК ∕∕ BD, т.е. в учебном процессе отстояние максимального потенциала обучаемых - отличников и минимально возможных для продолжения обучения способностей троечников эквидистантно. При номинальном течении процесса обучения его заключительная стадия характеризуется эффектом протекционистского влияния отличников на всю группу обучаемых. Это выражается в положительном влиянии настроенных на дополнительное обучение отличников на общую мотивацию учебной группы.
Точку Е и её локальные окрестности можно рассматривать как нормально позднее (наибольшее приемлемое отклонение от нормы) начало формирования образов конструктивно законченных личностных вариантов (редакций) изучаемых явлений, понятий, фактов и т.п. Дальнейшее возрастание разрыва между убеждением и запоминанием свидетельствует о некоторых отклонениях в психических функциях обучаемого; в ещё большей мере отставание некоторых обучаемых вызывается несовершенством выбранной технологии обучения.
Характеристики и параметры, присутствующие в процессе обучения и раскрываемые в качестве принимаемых понятий:
ПЛО - порог личностного отчуждения -
- возникает при ощущении личностью некоторых, превышающих нейтральный уровень, эмоций и осознании ценности знаний для себя; формируется достаточно интенсивно и существует, а при соответствующей глобальной мотивации - удерживается, устойчиво;
- требует значительных внешних усилий со стороны обучающего (преподавателя) и лишь в последующих периодах обучения может ощутимо уменьшаться в силу проявления заинтересованности в расширенных знаниях, и только на этапе самообучения радикально заменяется положительной потребностью. Этот параметр процесса обучения в дальнейшем реализуется в самостоятельном поиске информации (обучающимся организуется процесс самообучения конкретным знаниям);
- в модульном обучении полностью определяет характеристики переходных процессов, участков и зон совпадения и частичного наложения изучаемых тем и поставленных задач, выполняя функции стимуляции мотиваций перехода к последующим учебным модулям;
- меняет знак (динамику) обучения от отторжения и противления к интересу и яркой потребности в усвоении [отчуждения] сообщаемых знаний, что приводит к исчезновению энергетического порога-зазора между восприятием и первичным усвоением (осознание I) учебной информации;
- в исключительных случаях (например, суггестии) может практически исчезать, но это явление носит сугубо временный характер;
Рис.2. Характеристики процессов восприятия сегментов учебной информации
- значительно меньше у обучаемых, обладающих высоким уровнем общих знаний; широта тезауруса и глубина интеллекта в этом случае являются факторами, определяющими быстроту обучения;
- может проявляться в двух вариантах: снижающим энергетический порог восприятия и увеличивающим (расширяющим) его. В первом случае под влиянием положительных мотиваций сокращаются время и энергозатраты на формирование и перевод первичных структур (свертки) воспринятой информации в состояние запоминаемых элементов и их дальнейшую трансформацию в образы долговременной памяти. Во втором - период сомнений протекает вяло и проявляющаяся нерешительность в совокупности с ослаблением мотивации усваивания учебных сообщений, резко снижает темп усваивания учебной информации, что приводит к значительному снижению устойчивости воспринятой информации.
Кроме того, необходимо отметить, что проявление эффекта порога восприятия в значительной мере изменяет характер протекания обучения на его последующих стадиях. При этом практически не претерпевает изменений время активного проявления функций зоны ближайшего развития индивида. Характерно, что положительные мотивации ощутимо сужают диапазон отстояния энергетико-временных границ начала и окончания рефлекторного (системного) периода скрытого трансформирования образов, проходящего преимущественно в оперативной памяти индивида.
Это обстоятельство в какой-то мере, раскрывает содержание и алгоритмы механизмов интенсификации обучения. В последствии приобретаемые обучаемым умения прилагать усилия к раскрытию содержания учебных сообщений способствуют в заключительные периоды стабилизации процессов формирования параллелограмма конвергенции-дивергенции и воспитанию у индивида склонности к обучению. Этим фактически тренируется и воспитывается большая вера в силу, надежность и качественность собственного личностного референтного анализа и снижается высота заявляемого в процессе изложения учебного материала порога новизны. Индивид приобретает активированные способности к обучению, интенсифицируя процесс восприятия и осмысления учебных сообщений. Такая организация учебного процесса резко сокращает период пребывания учебных сообщений в состоянии (нише) сомнений. В этой ситуации сообщаемая новизна в большей мере сохраняет свою первоосновность при необходимости некоторой внутренней трансформации сообщений в процессе их преобразований согласно точке зрения обучаемого и содержания его тезауруса. В свою очередь, принимаемая технология оценивания потребительской стоимости воспринимаемой учебной информации, позволяет в наибольшей мере сохранять авторскую (преподносимую преподавателем) редакцию воспринимаемых обучаемым элементов новизны, позволяет доносить авторскую позицию и эмоциональную окраску во всех элементах обучения.
Библиографическая ссылка
Лобашев В.Д. ГРАФИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ВОСПРИЯТИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6. – С. 78-82;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=25026 (дата обращения: 21.11.2024).