Новые условия порождают новые требования, которые, в свою очередь, моделируют новые средства, методики и технологии педагогического взаимодействия, позволяющие решать поставленные цели и педагогические проблемы в системе высшего профессионального образования. Модернизация образования предполагает повышение качества профессиональной подготовки студентов с тем, чтобы из стен учебного заведения выходили специалисты готовые к принятию самостоятельного ответственного решения в условиях морального выбора, способные нести ответственность за свою судьбу и быть ответственными перед семьей и обществом. Данная педагогическая задача решается в процессе овладения студентом определенным набором компетенций, которые отражают не только степень освоения знаниями, умениями и навыками в той или иной области профессиональной деятельности, но и личностные качества, формирующие умение человека жить и эффективно действовать в обществе.
В настоящее время в различных педагогических исследования выделяют целый ряд так называемых «надпрофессиональных» компетенций. Компетенция - это результат образования, выражающийся в готовности субъекта эффективно организовывать внутренние и внешние ресурсы для достижения конкретной цели. Особое же внимание хочется обратить именно на педагогическую компетенцию. Структура этой компетенции сложна и включает в себя готовность человека на основе ранее полученного опыта мобилизовать необходимые умения, знания, навыки в конкретной ситуации. Педагогическая компетенция, необходима человеку как в профессиональной, так и во внепрофессиональной сфере (готовность к решению проблем, к конструктивной коммуникации, к сотрудничеству с себе подобными и т.д.), являющиеся для него как бы одним из «ключей к успеху» в современном мире.
Именно в рамках компетентностного подхода в отечественной педагогике высшего профессионального образования возможно решение вопроса о приоритетности формирования педагогической компетенции студентов вуза. Педагогическая компетентность представляет собой интегративное свойство личности, выражающееся в совокупности компетенций в психолого-педагогической области знаний; способности оказывать активное влияние на процесс развития и саморазвития социально-ценностных характеристик личности, позволяющее выполнять социально-ценностные функции в коллективе, предупреждать и устранять негативные проявления поведения.
Рассматривая будущую профессиональную деятельность выпускников можно отметить, что в настоящее время необходимо готовить специалиста не только владеющего достаточным объемом теоретических знаний и практических умений осуществления профессиональной деятельности; но и обладающего педагогической компетенцией, которая в свою очередь должна в образовательном процессе вуза всегда проектироваться и реализовываться в необходимых масштабах, с системным и технологическим подкрепление данного процесса. Это будет способствовать повышению качества подготовки выпускников и, как следствие, эффективности профессиональной деятельности.
Библиографическая ссылка
Саксонова Ю.И. ПРИОРЕТЕТНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 6. – С. 40-40;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24988 (дата обращения: 21.11.2024).