Адаптация бывших школьников, нынешних первокурсников является динамически сложным многоплановым процессом. Для студентов вузов характерны проблемы, связанные с психологической адаптацией молодого человека к новым условиям высшего образования: отрицательные переживания, вследствие смены школьного коллектива на студенческий; неопределенность мотивации выбора профессии (подражание родителям); воплощение родительской гиперкомпенсации чувства неполноценности; поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях; налаживание быта и самообслуживания; отсутствие навыков конспектировать, работать с первоисточниками, дополнительной литературой, справочниками; необходимость развития навыков быстрого и качественного усвоения больших потоков информации. На уровень психологической адаптации обучающихся в вузе влияют как количественные (продолжительность занятия, каникулярного времени, перегруженность общеобразовательными и специализированными дисциплинами), так и качественные (форма проведения учебных занятий, появление новых видов работ - лекция, семинары, практика, формы контроля знаний, коммуникативные барьеры) изменения учебной деятельности.
Из социальных проблем значимыми являются: усвоение новых социальных ролей; переоценка представлений собственной жизни; определение своей роли и ниши в вузовском коллективе; формирование навыков самостоятельного принятия решения и их реализации в условиях отсутствия опеки родителей; растущее социальное и психологическое расслоение участников образовательного процесса при увеличении требований к индивидуализации обучения; раннее вхождение экономических критериев в психологическую ориентацию обучающихся, сокращение ночного сна, отсутствие связи и преемственности между всеми этапами (институт, производственная практика, профессиональная деятельность) профессионального становления индивида.
Среди профессионально важных качеств, личностных особенностей, предопределяющих успешность обучения той или иной специальности и последующей трудовой деятельности, важное значение придается системе ценностных ориентиров конкретного человека. Согласно исследованиям некоторых авторов, среди ценностных ориентаций у студентов Астраханской медицинской академии доминируют гедонистические установки (70,0 %), малоструктуированная организация досуга. Интеллектуально-познавательные ценности фигурировали у одной трети респондентов. Большинство студентов, получающих социально-психологическое (85,0 %) и юридическое (82,0 %) ориентируются на ценности выживания, самоутверждения. Ценностные ориентации будущих специалистов в области самолетостроения и химических технологий были: здоровье - 58,0 %; материальное обеспечение - 34,9 %; интересная работа - 13,3 %.
Таким образом, актуальным остается поиск и внедрение в педагогический процесс оптимальных, строго дифференцированных профилактических программ, направленных на повышение адаптационного потенциала студентов.
Библиографическая ссылка
Бисалиев Р.В., Куц О.А., Кузнецов И.А., Деманова И.Ф. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 5. – С. 82-83;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24945 (дата обращения: 21.11.2024).