Очень важно не осуществить возврат в этих двух понятиях к технократической образовательной парадигме, где возникает риск утраты фундаментальности российского образования. И здесь сталкиваются «высшие» гуманистические интересы человечества и «низшие», прагматические, основания бытия конкретного человека. Где гуманистический и прагматический подходы нужно рассматривать как целые, зависимые друг от друга направления деятельности общества по повышению качества российского образования. В такой ситуации без развитой психолого-педагогической теории, в рамках которой педагогический смысл, заключенный в каждом из этих двух направлений может быть содержательно интегрирован, не обойтись. Исследования показывают, что объяснения любого психического явления требует изучения как контекста, в котором оно происходит, так и внутренней природы его самого. Здесь речь идет о контекстном обучении. Моделирование предметного и социального контекстов профессии, которой овладевает студент, придает его учебной деятельности личностный смысл, активизирует процессы «присвоения» содержания профессионального образования. Пространственно-временные, предметные, социокультурные и иные характеристики ситуаций, в которых действует человек, образуют внешний контекст его деятельности, а его уникальные индивидуально-психологические и личностные установки, особенности, знания и опыт составляют ее внутренний контекст.
Именно в модели контекстного обучения можно представить как структуру, состоящую из трех взаимосвязанных и взаимозависимых звеньев: внутреннего контекста, внешнего контекста и выполняемой студентами учебной деятельности, которая в последствии трансформируется в профессиональную. Поступки и действия студента в учебных, учебно-профессиональных и профессиональных ситуациях обогащают его предметный и социальный опыт, становясь основанием для формирования личностных и социально-профессиональных компетенций будущего специалиста. Компетенции существуют как индикаторы того, как отдельные люди могут повысить свою квалификацию и улучшить свою работу. Это в свою очередь в будущем приведет к улучшению работы специалиста и организации в целом. В результате в выигрыше оказывается отдельный человек, организация и общество. Таким образом, профессиональная компетенция студентов, как в будущем высококвалифицированных специалистов, должна представлять собой комплекс взаимообусловленных аспектов деятельности, связанных: с аккумуляцией знаний, определяющих профессиональное ядро специалиста; аккумуляцией знаний, определяющих дополнительную альтернативную область; ориентацией на витуальные и социальные ценности; развитием коммуникативно-прагматичеких качеств личности; совершенствованием мотивированного срока при выборе вида деятельности. Можно сделать вывод, что в контекстном обучении в одном потоке активности студента достигаются две взаимосвязанные цели: гуманистическая - развитие самоактуализирующейся личности будущего специалиста и прагматическая - становление и развитие его социально-профессиональных компетентностей.
Библиографическая ссылка
Саксонова Ю.И. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 4. – С. 92-93;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24890 (дата обращения: 23.11.2024).