Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ: МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ

Ромах О.В.
Стабильность традиций - один из способов сохранения культуры, которая представляет собой совокупность многих компонентов, в число которых входят и занимают значительное место традиции. Вместе с тем, сам механизм сохранения и последующей их трансляции - представляет собой предмет особой сложности, требующий изучения и грамотного использования.

Пласт традиций разного рода - социальных, художественных и др. всегда выдержан в особой региональной, национальной, отраслевой или  классической формах, каждая их которых соответствует своему предназначению. В этом плане сохранение традиций представляет собой способ закрепления в культуре стиля, канона, национального колорита, что в целом способствует и укреплению национального характера и приобщению к традициям населения, в особенности молодежи, которая и станет впоследствии главным носителем и транслятором созданного прежде.

Поэтому сохранение традиций выстраивается в особый механизм, который преодолевает несколько этапов: первое - изучение и жесткое воспроизведения традиций, имеющейся манеры в избранном направлении. Второе - варьирование, которое позволяет не только воспроизвести традиционную манеру, но и привнести в нее новые компоненты. Третье - использование отдельных элементов традиций, включенных в повседневную жизнь.

В первой части сохранения традиций от культурных субъектов требуется тщательное изучение имеющегося и его воспроизведение, а точнее копирование,  в желательно более точном (жестком), неизменной виде. Подобное может классифицироваться как метод, в котором отсутствует оригинальность и преобладает подражательность, но именно он помогает так называемому "полному погружению" в традиционный слой, насыщению его спецификой и, продолжению его жизни. Пребывание достаточно длительное время в этой плоскости позволяет проникнуться духом определенного вида культурной традиции и не фальшивить в дальнейшем ни в первом, ни в последующем этапах.

Следует отметить, что первый этап в настоящее время возможен лишь в искусственно созданной атмосфере. Традиции, выступающие в виде художественных обрядов, фольклора и др. обрисовываются скорее как музейный экспонат, требующий к себе особого внимания и специально выстроенных условий бытования. Вследствие этого данный пласт исследуется и воспроизводится в сценической или близкой к ней форме. В данном случае участники исследовательских объединений начинают жить в двух временных отрезках - современном и изучаемом, где последний практически совершенно вырван из обыденного контекста и рассматривается именно как исследовательский или сценический пласт.

Второе направление сохранности традиций - их варьирование, которое позволяет не только воспроизвести традиционную манеру, но и привнести в нее новые компоненты. В данном случае традиции также представляют собой искусственно созданную среду, где при воспроизведении используются вариативные композиции, которые позволяют участникам, сохраняя целое, наращивать в него иные, другие позиции. Здесь главный акцент направлен на сбережение общего колорита, концептуальной выдержанности, формообразующих позиций. Если указанные аспекты присутствуют, то на этом фоне более важными становятся демонстрация способностей участников (при сценическом исполнение), которые показывают собственные способности и нарабатывают престижные компоненты. Второй механический этап позволяет совместить  национальную или иную манеру, вписать ее позиции в имеющуюся культурную среду и, более того, придать ей престижные, модные черты. Примером тому могут стать множественные коллективы, ансамбли народного танца, народной песни (типа ансамбля Н. Бабкиной), ставшие популярными благодаря верно избранной манере и, конечно, личностям  харизматического типа - носителям культурных традиций.

Третий этап или способ сохранения традиций - использование тех или иных элементов, включенных в повседневную жизнь. Можно сказать, что он встречается чаще других и прослеживается во всех сферах образа жизни, начиная от бытовой среды и завершая любым видом интеллектуальной или художественной деятельности. Чрезвычайно ярко он прослеживается в устной речи, обыденных привычках и др. Но выделить его как самостоятельный достаточно сложно, так как он скорее цементирует общий пласт культуры, придавая ей тот или иной колорит. Сложно сказать, что более превалирует в данном случае - новые или традиционные компоненты, но они так тесно переплетаются друг с другом, что образуют целостную модель культуры, характерную для определенных социальных страт.

Таким образом, в процессе сохранения культурных традиций могут и должны сосуществовать все указанные способы, ни один из которых не может считаться единственно верным. Совершенно очевидно, что призывы сохранять национальные традиции в неизменном виде, обречены на неудачу, так как традиции - плоть от плоти наличной культурной среды, они вписаны в нее и должны быть функционально выдержаны. В противном случае они - не более как экзотический компонент, который нужно изучать и специально создавать условия для продления его жизни, более того для него нужно выделить и особую сферу, отличную от повседневности.

В связи с этим наличие всех трех аспектов сохранения ценностей и может стать полем сохранения и развития культуры. В этом ракурсе социальным институтам следует тщательно изучать и грамотно использовать те или иные аспекты в соответствии с ситуацией и требованиями времени и реальных условий.


Библиографическая ссылка

Ромах О.В. НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ: МЕХАНИЗМЫ СОХРАНЕНИЯ И ТРАНСЛЯЦИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 4. – С. 63-64;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24868 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674