Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СЕМАНТИЧЕСКАЯ УКОРЕННОСТЬ ФЕМИНИСТИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

Нагорнова Е.Е.
Издавна женщина играла чрезвычайно важную роль и в развитии рода, и в развитии нации, и в становлении государственности.

В протославянской женские персоналии выступают в качестве мощной социальной силы, которые и в смысловом и в действенном плане рассматривались в качестве ведущей силы, что было свойственно эпохе гармонии и, затем матриархата.

Женщина в протославянской религии воплощала безграничные потенции космических превращений, священные силы вечного возвращения. Из Женщины-матери появлялись люди, из черной - ночной и зимней - женщины-земли появлялось Солнце. Из Матери-Силы появлялся Сын Божий, Свет Мира, смысл космоса. И снова в материнское лоно возвращался умерший человек, но только уже к Матери-Земле. Поэтому именно женщине была вверена в древнейшем традиции жреческая функция.

В отечественной культуре преобладает доминанта спасительной миссии российской женщины, где предельно ярко высвечены ее свойства как жертвенность, чадолюбие. Англичанин С. Грэхем, описывая место женщины в российском космосе, заключает: "Россия сильна женщинами". "Россию  спасет Женщина. Высокая оценка русской женщины строится вокруг тезиса о ее особом влиянии на бытие России.

Вся культура дохристианской Росси содержит в себе множество примеров мессианской роли женщины, которая явлена во всех сферах социальной и интимной жизни. В докиевскую эпоху Руси  женщина обладала достаточно высоким статусом и престижем, властью и правами, включая возможность участвовать в военных действиях. Об этом же свидетельствуют многочисленные фразеологизмы, рожденные «в гуще народной» - «Утро вечера мудренее, жена мужа мудрее. Моя коса, хочу совью, хочу распущу».

Ни о какой приниженности и неуважительности к женщине не было и речи. Возрастные персонажи русских сказок представлены Марьей-искусницей, Царевной-лягушкой, Бабой-Ягой и др., которые выступали как хранители информации и волшебницы-искусницы, умеющие с ней обращаться, выходить в слои тонкого мира, производить множественные действия разного характера: лечения, воскресения, волшебства, получения информации и др.

Христианство, являясь культурной доминантой древнерусского государства, оценивает женственность достаточно противоречиво. Признавая женственное чаще всего как греховное, в то же время качества, которые свойственны женскому началу (смирение, самопожертвование, доброта, милосердие, вера, надежда, "ненасытное" сострадание) в религии на протяжении всего Средневековья одобрялись и превозносились.

В Средневековье женственность - это не только Ева, сорвавшая запретный плод, «вавилонская блудница», но и Дева Мария, Великая Праведница.

Согласно оценке Шубарта: русская женщина «объединяет все преимущества своих западных сестер. С англичанкой она разделяет чувство женской свободы, не превращаясь при этом в "синий чулок. Русская женщина обладает тонким вкусом француженки, тем же чувством красоты и элегантности, не становясь жертвой тщеславного пристрастия к нарядам. Она обладает добродетелями немецкой домохозяйки, не сводя жизнь к кастрюлям; и она, как итальянка, обладает сильным чувством материнства, не огрубляя его до животной любви. К этим качествам добавляются еще грация и мягкость, свойственные только славянам».

Одновременно с этим, русская культура запечатлевает и эстетические каноны феминистичности.

Русская красавица вплоть до начала XVIII века пышет здоровьем, отличается дородностью. Людям той поры казалось: если она богата телом, то, как следствие, богата душой. Однако в эпоху Петра I в контексте общей европеизации в мир консервативного дворянства и купечества были внесены некоторые изменения, что изменило и уклад женщины, и конструкт женственности. Он изменил брачное законодательство, запретив родителям навязывание невесте будущего супруга. Деятельность женщины несет не только репродуктивную функцию. Меняются ценностные ориентиры женственности, которые не ограничиваются заботами о домочадцах. На место семейным доминантам приходят в определенной степени и эстетические, культурные, позже - образовательные, политические. К концу XVIII века появляется новое понятие: "женская библиотека", мир русской женщины становится более духовным.

Во второй половине 19 века начинается, так называемая «женская эмансипация», что значительно изменило вектор феминистичности.

Впервые в русском православном по своей сути обществе проявилась принципиально новая концепция женственности, основанная на принципах индивидуальной женской свободы, индивидуального счастья, индивидуальной судьбы.

Начиная с 60-х годов русские женщины особенно преуспели в области естественных наук. Женственность представительницы интеллектуальных кругов ассоциируется с активно деятельностными началами на благо обществу. Все эти преобразования в русле взаимоотношений позволили сформироваться так называемому «эмансипе», новой женщины, самостоятельной, энергичной, деятельной, независимой в суждениях, в поступках, в выборе объекта своих увлечений, влюбленностей.


Библиографическая ссылка

Нагорнова Е.Е. СЕМАНТИЧЕСКАЯ УКОРЕННОСТЬ ФЕМИНИСТИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 4. – С. 62-63;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24867 (дата обращения: 23.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674