На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебники «Родная речь» и «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова)2 включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, В.Ф. Одоевского, А.И. Куприна и многие другие. Важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, способность сопереживать, готовности помогать другому.
Например, опираясь на содержание сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович», учитель развивает у детей представления о таких нравственных качествах людей, как: трудолюбие, доброта, тактичность и т. д. Автор начинает сказку с пословицы: «Нам даром, без труда ничего не дается, - недаром исстари пословица ведется...» Это начало помогает детям понять смысл произведения. В русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» важное место занимает взаимодействие брата и сестры, испытание этих отношений жизненными обстоятельствами. Знакомясь со сказками отечественными и зарубежными, дети видят, как богат и разнообразен мир сказки и как при этом едины у всех народов и наций нравственные оценки, выраженные в сказке: добро всегда сильнее зла, добро всегда вознаграждается, а зло наказывается.
С идеями дружной крепкой семьи, теплых родственных отношений без которых не мыслима духовная личность, дети знакомятся на таких произведениях, как: «Еще мама» Андрей Платонович Платонов - учебник для 3 класса часть 2, (о взаимоотношениях сына и мамы). Читая стихотворение Я. Акима «Моя родня» ребята приходят к очень важному выводу: родители, родные - самое дорогое, что есть на свете, с ними нужно дружить и ценить их дружбу. Изучая произведения Н.Н. Носова, В.Ю. Драгунского учитель развивает такие важные качества, как дружба, взаимоотношение друзей. Например, рассказ «Друг детства» В. Драгунского учит верности в дружбе, даже если друг - это просто плюшевый медвежонок. Учит доброте: если мальчик сохраняет человеческое отношение к игрушке и не может этого мишку ударить, то можно не сомневаться, что он добр и в отношении к людям. Рассматривая отрывок из сказочной повести Э.Н. Успенского «Крокодил Гена и его друзья», учитель обсуждает интересные и важные для детей вопросы: что дает дружба и чего она требует от человека, как надо и как не надо общаться с друзьями, как проявлять чуткость к другу и как важно быть вежливым и тактичным. Тактичный человек знает, как поступить в той или иной ситуации, так как он воспитан и внимателен к людям. Он знает золотое правило: к людям нужно относиться так, как тебе хотелось бы, чтобы относились к тебе.
Содержание учебников построено так, что у учителя есть возможность обращаться к формированию тех или иных духовно-нравственных качеств в каждом классе. Делать это он может с учетом взросления детей, накопление ими жизненного опыта. (Вставить)
В своей монографии Т.Д. Полозовой и Т.А. Полозовой «Всем лучшим во мне я обязан книгам» предлагают различные типы вопросов и заданий, которые помогут детям более пристально вглядеться и углубиться в картину жизни людей, так как художественное произведение - это не только картина, но и зеркало, где можно разглядеть самого себя3. Вопросы и задания побуждают маленьких читателей всматриваться в окружающую жизнь, получившую отображение в художественном произведении; приложить к себе то, что можно разглядеть в литературных персонажах; поставить себя на место какого-либо героя; мысленно перенестись в ситуацию, описанную в произведении. Ниже предлагаются некоторые вопросы из книги:
- Хотелось бы тебе дружить с героем?
- Как бы ты поступил, если бы оказался на его месте?
- Как ты думаешь, правильно ли вел себя герой и почему он поступил так, а не иначе?
- Что способствовало или что вынудило героя прийти именно к такому решению, выбрать именно такой вариант поведения?
- Тебе нравится его отношение к людям?
- Как ты полагаешь, что могло бы измениться в жизни твоего класса (твоих близких друзей), если бы герой произведения учился с вами вместе?
- В ком из ребят своего класса ты наблюдал качества его характера? И так далее.
В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир - это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить и преумножать. С другой стороны, воспитание любви к «братьям нашим меньшим» неотделимо от воспитания любви и уважения к человеку, гордости за свою Родину, сопричастности к ее радостям и горестям, достижениям и неудачам.
Таким образом, мы видим, на сколько богаты возможности данного комплекта в духовно-нравственном развитии младших школьников. Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.
Библиографическая ссылка
Шатохина С. Б. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения // Современные наукоемкие технологии. 2006. № 8. С. 109-110;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24827 (дата обращения: 14.04.2025).