Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

Л.Н. Слепова Т. Н. Хаирова Л. Б. Дижонова
Начиная со второй половины XX века психологи, медики, социологи развитых стран, в т.ч. и в россии, с тревогой фиксируют нарастающий процесс изменения особенностей мужской и женской личности в направлении приобретения противоположных полу качеств. Причем, речь идет об изменении не только на уровне конституции тела, но и на гормонально-генетическом уровне. Это ведет к угасанию мужских качеств у юношей, снижению их трудового и оборонного потенциала, снижению детородного потенциала у молодых мужчин и женщин, росту социальных пороков. От неотложного решения данной проблемы зависит будущее не только России, но всей цивилизации. Путь решения этой проблемы - воспитание с раннего детства с учетом присущих полу особенностей физического и психического развития (поло-личностного развития) мальчиков как мужчин и девочек как женщин. Ведущую роль в этом процессе помимо семьи играет система образования. Поло-личностное развитие - процесс усвоения в соответствии с полом социальной роли мужчины или женщины, формирование потребностей, интересов, ценностных ориентаций и определенных способов поведения, характерных для того или другого пола. В обществоведении выделяют физический пол и социальный пол, который часто именуют как «гендер», включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами и женщинами. На современном этапе наблюдаются кардинальные изменения исторически сложившихся социальных ролей мужчины и женщины, трансформация образов фемининности и маскулинности. Маскулинность (от латинского masculinusмужской) и фемининность (от латинского femininus -женский) понимают как нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах характерных для мужчин и для женщин.

Сегодня как никогда остро встает вопрос о реализации гендерного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. И это не случайно. Актуализация гендерной роли требует от преподавателя создания таких условий, которые бы обостряли стереотипы мужского и женского поведения у студентов. Занятия по физической культуре, опираясь на гендерный подход, должны строиться с учетом гендерных особенностей студентов, актуализируя их гендерные роли, формируя понимание о предназначении мужчины и женщины в обществе. Такая организация учебного процесса требует от преподавателя знаний о гендерных особенностях студентов. По данным психологов у юношей потребность в двигательной активности гораздо выше. Они хотят быть сильными, мужественными, выносливыми, при этом их интересует то, что углубляет и развивает уже имеющиеся у них навыки и имеет выраженную конкретную направленность. Юноши - с самого начала действуют избирательно, охотнее занимаются тем, что схоже с уже сложившейся сферой их интересов. Девушки более эмоциональны, у них ярче выражена потребность в эстетической направленности занятий физической культурой, предпочитают те виды деятельности, которые отвечают их личным интересам и потребностям на данный момент. Девушки в большей степени способны увлекаться самим процессом деятельности, пытаются усвоить по возможности все, что им преподают. различны и мотивы занятий физическими упражнениями, их интересует то, что несет принципиальную новизну по сравнению с их обычными занятиями. учитывая гендерные особенности при выполнении одних и тех же движений у юношей следует обращать внимание на четкость, ритмичность, затраты дополнительных усилий; у девушек на пластичность, выразительность, грациозность. Возможности физического воспитания как средства формирования полноценной личности трудно переоценить. В процессе физического воспитания решаются не только задачи, замыкающиеся на особенностях отдельного вида воспитания, но и общие задачи, преследуемые в социальной системе воспитания в целом. Физическая культура, безусловно, может являться средством гендерной социализации. С помощью подбора средств и методов физкультурно-спортивной деятельности, ориентации на предпочитаемые виды двигательной активности учащихся закрепляются модели поведения и личностные качества, формирующие гендер. человек открывает физическую культуру не столько для себя, сколько открывает себя в мире физической культуры. От своевременности и полноты сформированности психологических черт мужественности-женственности во многом зависят уверенность в себе, цельность переживаний, определенность установок, что определяет в будущем эффективность общения с людьми, отношений в семье и коллективе.


Библиографическая ссылка

Л.Н. Слепова, Т. Н. Хаирова, Л. Б. Дижонова ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 5. – С. 129-130;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24774 (дата обращения: 14.12.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674