Психолого-педагогическое медикосоциальное сопровождение (ППМС) может гарантировать помощь и поддержку любому ребенку, оказавшемуся в ситуации, создающей угрозу его развитию и здоровью.
Цель нашего инновационного проекта предусматривает реализацию различных форм взаимодействия с ребенком и средой его окружения; взаимодействия, направленного на конструктивное решение актуальных проблем развития ребенка.
В рамках этого направления на протяжении трех лет проводилась интенсивная разработка педагогических технологий, сочетающих обучение и воспитание с сохранением и укреплением здоровья на всех этапах индивидуального развития дошкольника.
Служба ППМС сопровождения в детском саду обеспечивает единое социопсихологопедагогическое пространство развития ребенка в процессе взаимодействия всех участников образовательного процесса: ребенок - педагог - родитель.
Деятельность службы ППМС сопровождения ориентирована:
- на работу со всеми детьми, направленную на всестороннюю диагностику каждого воспитанника, с целью индивидуализации образовательного процесса;
- на обеспечение преемственности и последовательности в работе с ребенком;
- сопровождение детей в кризисные периоды адаптации;
- на оказание квалифицированной помощи педагогам и родителям в решении проблем детей.
Выполняя четко определенные в области своей предметной деятельности функции, специалисты службы ППМС сопровождения работают в идеологии «команды», создающей условия для благоприятного развития дошкольников.
Специалистами службы ППМС сопровождения в индивидуальной форме осуществляется коррекционная работа (индивидуально-ориентированное сопровождение).
В системе сопровождения педагог является одним из главных «сопровождающих». часто он сталкивается с проблемами, которые не может решить самостоятельно.
В работе с педагогами мы апробировали такие организационные формы, как консультативные циклы, практические педагогические и психологические тренинги, работа кабинета психологической разгрузки с использованием элементов муз - и атртерапии. С учетом того, что средний возраст педагогов составляет 37 лет, проводилась большая работа по профилактике профессионального «выгорания».
Действенное сопровождение развития ребенка возможно только при участии семьи. При работе с родителями задача специалистов службы сопровождения заключалась в том, чтобы обратить их внимание на проблему, помочь осознать ее, вселить уверенность в возможности изменения ситуации, вызвать доверие к педагогам детского сада.
В работе с родителями мы апробировали различные организационные формы. Это и Дни открытых дверей, родительский марафон, клуб выходного дня.
Системно-ориентированное сопровождение педагогического процесса осуществляется посредством взаимодействия службы сопровождения с педагогами дополнительного образования и медицинским персоналом. Этот вид сопровождения предполагает решение системных проблем, общих для большего количества участников образовательного процесса. По-нашему мнению, это вопросы сохранения и укрепления здоровья, процессы адаптации и подготовки детей к школе. Каждое из этих направлений также требует комплексного подхода.
Реализация разработанной нами технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка группы риска по туберкулезу позволила получить позитивные изменения в развитии и образовании дошкольников. Значительно возросло количество воспитанников с высоким уровнем усвоения программного материала по всем дисциплинам, и соответственно составил у воспитанников с ослабленным здоровьем в среднем 74%. Свыше 80% выпускников детского сада стабильно показывают высокий уровень готовности к обучению в школе. 47% из общего за три года числа выпускников составляют дети, поступившие в гимназии и классы развивающего обучения. Высока и успеваемость наших воспитанников в период первого года обучения.
Основанием для продолжения деятельности службы ППМС сопровождения в образовательном учреждении считаем следующее: сохранение актуальности сопровождаемого развития детей дошкольного возраста; необходимость интегрирования всех видов сопровождения в образовательный процесс.
Библиографическая ссылка
О. Н. Одинаева, Л. Г. Тепаева КОМПЛЕКСНОЕ ПСИХОЛОГОПЕДАГОГИЧЕСКОЕ И МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 5. – С. 103-104;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24763 (дата обращения: 03.12.2024).