Кроме того, сведения о русском языке, в особенности орфографические и пунктуационные правила, изученные в начальной школе, воспринимаются и учеником средней школы, и взрослым человеком как непреложная истина. Таким образом, эффективность изучения русского языка в начальной школе трудно переоценить- ведь полученные знания образуют не подвергаемую пересмотру базу аксиом в области правописания.
К сожалению, достаточно часто мы сталкиваемся с тем, что дети не любят уроки русского языка. Это происходит из-за того, что они боятся допустить ошибку( чаще в письменной речи), т.к. не владеют достаточно хорошо определёнными знаниями, умениями и навыками.
Как развить любовь ребёнка к родному языку? Как помочь ему ориентироваться в «море правил орфографии и пунктуации»? Как научить его рассуждать и находить ответы на трудные вопросы?
В овладении грамотной речью огромную роль играют два фактора:
- формирование орфографической зоркости (умение видеть орфограмму в слове)
- формирование орфографического слуха (умение слышать орфограмму в слове)
Но т.к. орфографический слух - более сложное явление, первоначально должна отрабатываться именно орфографическая зоркость.
Следует понимать, что основным содержанием работы в этом направлении является не столько изучение орфографических правил, сколько формирование у учащихся умений, называемых собственно орфографическими:
- умение обнаруживать орфограммы;
- умение различать орфограммы и соотносить их с определённым правилом;
- умение выполнять действие по правилу;
- умение осуществлять орфографический самоконтроль.
Орфографическая зоркость развивается постепенно, в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.
Рассмотрим некоторые возможные формы работы, используемые для развития орфографической зоркости.
- Работа с орфографическим словарём: у орфографического словаря в начальных классах цель не просто ответить на вопрос, как пишется слово, а привлечь внимание ребёнка к правильному написанию слова, к бережному обращению с ним, воспитать культуру работы с каждым трудным словом родного языка. Лучше с первого класса приучать ребёнка в любом трудном случае заглядывать в словарь. Он должен всегда лежать на партах. Обязательно - на уроках развития речи.
- Работа с памяткой «Пишу грамотно»:
1. Определить, к какой части речи относится слово.
2. Поставить ударение.
3. Определить, в какой части слова находится сомнительная орфограмма.
4. Применить правило.
Ученик использует алгоритм работы над самой орфограммой. Работа по такой схеме приучает детей писать не бездумно, а анализируя каждое слово. У ребёнка укрепляются и углубляются умения и навыки разбора слова по частям речи и по составу, развивается орфографическая зоркость.
Библиографическая ссылка
Семёнова О.Р. ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 100-101;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24729 (дата обращения: 21.11.2024).