Для чего необходимо оптимальное чтение?
- В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивое внимание. От этих показателей зависит умственная работоспособность. Элементарные умения надо довести сначала до автоматизма, до уровня навыка, чтобы затем успешно включать в состав сложных умений.
- Наиболее сильное влияние на успеваемость оказывает скорость чтения.
- Высокая образованность невозможна без хорошей техники чтения.
- При переходе в среднюю школу увеличивается объем информации, а низкая скорость чтения не позволяет осваивать материал.
Этих примеров достаточно, чтобы убедиться в необходимости оптимального чтения. Мы должны стремиться к тому, чтобы в конце начального обучения большая часть учеников имела скорость чтения не ниже 120 слов в минуту.
Но реально ли это?
Несомненно, разные ученики обладают разным темпераментом. Но большинство учеников являются холериками и сангвиниками (более 90% учеников относятся к этим двум типам). Флегматики и меланхолики составляют менее 10%, т.е. не более 3-4 человек в классе. Итак, большинству учеников вполне доступна скорость чтения порядка 120 слов в минуту.
Как добиться оптимальной скорости чтения?
Рассмотрим наиболее эффективные резервы обучения чтению.
- Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.
- Жужжащее чтение.
- Ежеурочные пятиминутки чтения.
- Чтение перед сном.
- Режим «щадящего» чтения. Ребенок читает одну-две строчки, затем следует кратковременный отдых.
- Развитие оперативной памяти при помощи зрительных диктантов, тексты которых разработаны и предложены профессором И.Т. Федоренко.
Для увеличения скорости чтения можно предложить следующие упражнения:
- Многократное чтение;
- Чтение в темпе скороговорки;
- Выразительное чтение с переходом на незнакомую часть текста.
Эти упражнения проводятся ежедневно.
Проведение многократного чтения:
I. Начало читает учитель. Ученики осмысливают прочитанное учителем.
II. Учитель предлагает учащимся прочитать эту же часть в течение одной минуты и отметить карандашом слово, на котором они остановились.
III. Повторное чтение этого же отрывка за то же время. Ученики сравнивают новый результат с результатом первого прочтения.
Не следует читать один и тот же отрывок более трех раз. Лучше изменить характер упражнения и на том же отрывке поупражнять артикуляционный аппарат. Для этого и предназначено чтение части текста скороговоркой. В этом упражнении повышены требования к четкости прочтения окончания слов. При этом не следует уделять большое внимание выразительности чтения. Упражнение длится не более 30 секунд.
Перед третьим упражнением ученикам дается установка читать эту же часть чуть-чуть медленнее, но выразительно. Ребята прочитывают знакомую часть, при этом учитель их не останавливает. Они переходят к следующей, незнакомой, части и, к всеобщей радости, продолжают читать в заданном темпе.
Надо стимулировать учеников. Для этого необходимо проводить замеры и записывать результат в дневник. Это благотворно сказывается на отношении учеников к тренировке. Применять стимулирование необходимо осторожно, очень внимательно следя за состоянием учеников, ни в коем случае не приводя их к отрицательным эмоциям. Стимулирование учеников при обучении чтению, совместные усилия в этом направлении семьи и школы позволяют детям быстро выполнить норматив техники чтения.
Библиографическая ссылка
Селиванова З.А. МЕТОД ДОСТИЖЕНИЯ ОПТИМАЛЬНОЙ СКОРОСТИ ЧТЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 99-100;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24728 (дата обращения: 21.11.2024).