Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКА

Пушкина Н.П. Копотева Г.Л.
Семья - это первый устойчивый коллектив в жизни каждого человека, это первая ступенька социализации и самосознания личности. Долгое время неоправданно переоценивалась роль общественного воспитания, предпринимались попытки оградить детей от влияния родителей, что привело к значительному снижению воспитательного потенциала семьи как института социализации.

В наше время очень часты семейные конфликты или, так называемые конфликты «отцов и детей». Возникновение разногласий наиболее ярко проявляется в переходном возрасте и сильно влияет на дальнейшее развитие человека, формирование его ценностей.

Все родители желают счастья своим детям, но каждый взрослый выбирает собственную стратегию, стиль воспитания ребенка, наиболее правильные по его мнению. Психологи различают несколько стилей воспитания.

Авторитарный стиль характеризуется жестким подавлением мнения ребенка, насилием, как психологическим, так и физическим диктатом, агрессивностью, холодностью отношений.

Демократический стиль предполагает сотрудничество, толерантность, взаимопомощь, полное равноправие всех членов семьи.

Либеральный стиль характеризуется отсутствием в семье каких-либо отношений: безразличие к чувствам другого, отчужденность членов семьи. Во взаимоотношениях и общении последовательно реализуется принцип «делай, что хочешь».

Нами была поставлена цель выявить различия в системе социально-значимых ценностей взрослых и подростков в зависимости от стиля воспитания в семье. Для этого нами использовались две методики:

1) Методика ценностных ориентаций Рокича.

2)    Составленная нами анкета для выявления преобладающего стиля взаимоотношений в семье.

В исследовании принимали участие учащиеся 10-х классов школы № 15 г. Канаш Чувашской республики в количестве 76 человек, а также их родители.

Полученные нами в процессе анкетирования учащихся и их родителей по методике ценностных ориентаций Рокича данные свидетельствуют, что наиболее важными являются следующие социально-значимые терминальные ценности:

Таблица 1

для родителей

для детей

приоритетные ценности

здоровье (82%)

наличие хороших и верных друзей (56%)

счастливая семейная жизнь (48%)

здоровье (56%)

интересная работа (30%)

любовь (56%)

любовь (30%)

счастливая семейная жизнь (26%)

второстепенные ценности

развлечения (57%)

счастье других (22%)

Как видим, имеются совпадения по большинству терминальных приоритетных социально-значимых ценностей родителей и детей. По нашему мнению, подобное совпадение является доказательством близости социальных установок разных поколений, которое может способствовать установлению эффективных внутрисемейных отношений.

Различия, которые есть в данной группе ценностей, представляются нам обусловленными естественными возрастными особенностями респондентов. Поскольку ведущим мотивом жизнедеятельности подростков является его ориентированность на мнение социального окружения, именно поэтому, как видим, важнейшей терминальной ценностью для них является наличие хороших и верных друзей.

Очень интересными нам показались различия в терминальных второстепенных социально-значимых ценностях разных поколений. С точки зрения социальной весомости и востребованности для общества такая ценность как счастье других, выбранная подростками, значительно важнее, чем развлечения, предпочтенные взрослыми респондентами. Как нам кажется, такой выбор свидетельствует, с одной стороны, о достаточной социальной зрелости подростков. С другой стороны, налицо определенная социальная «утомленность» взрослых, обыденность и сложность бытия которых побуждает стремиться к развлечениям.

Анализ анкет показал также, что среди инструментальных ценностей наиболее важными оказались:

Таблица 2

для родителей

для детей

 

приоритетные ценности

1.

ответственность (52%)

жизнерадостность (43%)

2.

образованность (48%)

воспитанность (43%)

3.

честность (39%)

честность (35%)

 

второстепенные ценности

18.

высокие притязания

высокие притязания

19.

непримиримость к недостаткам в себе и в других

непримиримость к недостаткам в себе и в других

Данные таблицы свидетельствуют о том, что инструментальные приоритетные социально-значимые ценности взрослых и подростков не совпадают по наиболее высоко ранжируемым категориям (первое и второе места в иерархии ценностей). Их различие видится нам также следствием естественных возрастных особенностей респондентов. Наличие такой общей ценности, занимаемой одинаковое ранговое положение у обеих категорий респондентов, как честность, трактуется нами по-прежнему как достаточность социальной зрелости подростков.

Полное совпадение инструментальных второстепенных социально-значимых ценностей является для нас дополнительным доказательством близости социальных установок разных поколений.

На 2 этапе эмпирического исследования нами был проведен опрос родителей учащихся, в результате которого было выявлено, что наиболее распространенным стилем воспитания является демократический стиль - 57%, на втором месте находится либеральный стиль - 30%, и последнее место занимает авторитарный стиль воспитания - на его долю приходится 13% из всех семей, принимавших участие в исследовании.

3 этап исследования представлял собой сопоставление социально-значимых ценностных ориентаций подростков и стилей родительского воспитания:

Таблица 3

Стиль родительского воспитания

Показатель совпадений в баллах

Показатель совпадений в %

1.

демократический стиль

2,5 балла

41%.

2.

авторитарный стиль

1 балл

17%.

3.

либеральный стиль

0,33 балла

6 %

Как видим, наибольшие различия в ценностях родителей и детей наблюдаются при либеральном стиле воспитания, что подтверждает гипотезу нашего исследования.

Таким образом, с точки зрения эффективности стилей взаимоотношений родителей и подростков наилучшим является демократический стиль.


Библиографическая ссылка

Пушкина Н.П., Копотева Г.Л. ВЛИЯНИЕ СТИЛЯ РОДИТЕЛЬСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 92-93;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24723 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674