Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ

Парахонский А.П.
Изменения политической  и экономической систем России, произошедшие на смене тысячелетий, находят своё естественное отражение в системах и структурах образования. Развивается сеть  образовательных учреждений, в которых плата за обучение вносится самими учащимися, их доверенными лицами или организациями. Во всех типах учебных заведений изменяется содержание учебных программ, вводятся новые учебные дисциплины, развивается и совершенствуется техническое обеспечение учебного процесса. Отмечается увеличение желающих поступить в высшие учебные заведения. Необходимость получения качественного высшего специального образования для молодых людей России является одним из важнейших условий получения высокооплачиваемой работы и профессионального роста. Однако наша российская система образования оставляет желать много лучшего. В первую очередь преподаватели  вузов, школ и техникумов встали в состав безденежных или близких к ним. Вторая печаль - сведены до нуля деньги на научное общение, на получение специальной литературы. Обмен опытом и повышение квалификации резко ограничены. Третья, очень большая неприятность - деградировала средняя школа, откуда, как известно, появляются будущие студенты.

Мало кто задумывался  и понял смысл такого нового явления мирового развития как технологии, поэтому весь образовательный комплекс, начиная с детского сада и школы, был брошен на самостоятельное выживание в жёстких условиях формирования стихийного рынка, понимая под стихийностью раздел собственности и первичное накопление капиталов. Ситуация усложняется также отсутствием монографий, специальных учебных пособий для преподавателей и менеджеров, обслуживающих учебный процесс, в которых излагаются конкретные технологические процедуры образовательного процесса, хорошо зарекомендовавшие себя в мире способы организации, финансирования и информационного обеспечения, использования средств вычислительной техники.

Отсутствие конкретных прикладных знаний о современном комплексе эффективных образовательных технологий, используемых в системе высшего специального образования стран с рыночной экономикой и платным сектором образовательных услуг, является одним из основных сдерживающих факторов развития российского образования. Процесс накопления этих знаний в России пока традиционен - методом проб и ошибок, указов и распоряжений сверху.

В России возник интересный феномен платного образования - многие студенты считают, что если они заплатили деньги, это значит, что куплен преподаватель. Отметку профессор им обязан поставить - деньги то уплачены. Эти студенты не понимают, что они заплатили за право доступа к знаниям; плохо им объяснили, что за свои деньги  они должны требовать знаний. Процесс откупа от знаний, правильно это назвать - покупки по частям государственной бумаги-диплома, начался не сегодня. Во многих вузах в последнее время можно откупиться от лабораторной работы, от практикума, курсовой работы, купить зачёт, экзамен, если есть деньги. Такова нравственность части нашего народа, в частности студентов и преподавателей. Следует признать, что в последние годы резко снизился квалификационный, профессиональный уровень самих преподавателей. Ведь они тоже не особо хотят учиться, изменять ход и строй своих мыслей, которые заняты одним вопросом - как выжить, как деньги заработать. Плюс ко всему - образовательные стандарты, бесполезная документация, которые нормального, творческого человека-преподавателя с ума могут свести. Именно здесь, в зоне взаимодействия денег и знаний  пролегает основное коренное различие отношения к образованию и профессиональной карьере в России и других странах мира. Это наша национальная черта - презрение к знаниям и любовь к фетишам - бумажкам, должностям, инструкциям, оценкам, крестикам и галочкам.

Казалось бы, власти делают многое для того, чтобы изменить качество и эффективность образовательного комплекса России. Учитывая, что параметры ухудшаются, такой процесс можно назвать деструкцией или разрушением системы советского образования.

Но хочется верить, что чиновники от образования не смогут вытравить из людей мощнейшее природное свойство - производить и накапливать знания, желание учиться и образовываться. Вскроется и даст  мощный рост точка развития знаний, созидательного, креативного процесса - российский интеллект. Пройдёт время, и интеллектуальный потенциал России будет востребован в стране и за её пределами. Очень многое можно сделать самим, не дожидаясь команды и даже не имея много денег. В первую очередь это использование своих собственных возможностей, включая голову. Ведь ничего не стронется с места до тех пор, пока не будет мощного потока инициатив самих участников образовательного процесса. Ситуация такова, что надо занимать активную позицию, кричать, говорить убеждать людей и власти в том, что качественное образование - главная стратегическая цель России. Не может быть никакого подъёма в отупевшем, необразованном обществе. Учитесь сами, учите других, формируйте общественное мнение.


Библиографическая ссылка

Парахонский А.П. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ РОССИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 91-92;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24722 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674