Несомненный научный и прикладной интерес представляет собой особый адаптационный параметр - специфика вуза. Она накладывает свой отпечаток на адаптацию всех участников вузовского процесса. Вузовская практика показывают, что более сильное воздействие специфики ощущают начинающие преподаватели без соответствующего профессионального образования и опыта работы. Наличие у некоторых категорий лиц учёной степени не помогает им состояться как профессионалам, что связывается с отсутствием не только педагогических, но и адаптационных способностей. В рамках многопараметрической концепции можно считать специфику вузов одним из доминирующих факторов адаптации. Таким образом, специфика вуза как доминирующий фактор адаптации - это сложная, взаимосвязанная, многоярусная, постоянно развивающаяся по своим внутренним законам, тенденциям интегрированная функциональная характеристика высшей школы, объединяющая в одно логическое целое конкретный вуз как разомкнутую педагогическую систему, так и профессиональную деятельность всех его участников.
Установлено, что даже трёхлетний стаж педагогической работы в вузе не освобождает работников от проблем адаптационного и профессионального характера. В этом случае чётко не осмысленная, методически не организованная и научно не подкреплённая технология их подготовки может привести к негативному включению, появлению многочисленных воспитательных и дидактических ошибок, дискомфорту, пороговой, толерантной фрустрации и отсевам. При меньшем педагогическом стаже все показатели трудностей увеличиваются. Анализ профессионального опыта показывает, что многие мероприятия в вузах формализированы, не функционирует институт наставников, нет специального времени на адаптационное включение.
Процессы адаптации многомерны. Они протекают не на фоне специфики, а внутри неё. Поэтому ПА преподавателей является звеном метацепи, которая охватывает всю систему отечественного образования. Для реформирования процесса ПА начинающих преподавателей полезно обратиться к разработанным концепциям и апробированным технологиям подготовки, внедрению чётко контролируемых и стимулируемых программ самоадаптации, к функционированию института наставников, блока специальных семинаров в русле акмеологии, ораторского мастерства, элементов актёрского и режиссёрского умений и навыков. Умение быстро и продуктивно адаптироваться к вузовской деятельности лежит в особой плоскости и относится к адаптационной способности. Эта способность является сложной интегративной характеристикой, сочетающей внутренние связи фено- и генотипа, а также отражает внешнее корреляционное воздействие ближайшего окружения и социума в целом.
Таким образом, ПА преподавателей это совокупность реорганизационно-управленческих процессов оптимизации всей высшей школы, которую можно рассматривать как открытую, активную, динамичную, коммуникативную, энергоинформационную, многоярусную педагогическую систему, обладающую адаптационными способностями, инновационной восприимчивостью и прогностическими свойствами системы управления, ориентированной на современный рынок труда.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 88-89;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24719 (дата обращения: 03.12.2024).