Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

УРОК МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ

Громова Т.Н.
Интерес учителя к пополнению психолого-педагогических знаний во многом обусловлен желанием повысить свое мастерство. В данной статье хочу поделиться опытом применения психологических основ развивающего обучения в своей работе. Познавательность, интерес, активность - то главное, что пытаюсь развивать в своих учениках, понимая, что все это не возможно без выполнения следующих задач:
  • Усвоить знания;
  • Овладеть ими;
  • Формировать нарастающую способность учащегося самостоятельно использовать различные способы добывания знаний.

На фоне этого, если ученик усвоил и овладел, а также получил и освоил навык самостоятельной работы, и происходит развитие творческой и познавательной активности ученика. Но все это будет невозможно, если с первых минут урока не формировать положительный мотив обучения, осознание важности своей деятельности для учащегося. Стремлюсь реализовать развивающий потенциал урока. Известно, что более успешно происходит усвоение тогда, когда ребенок «спотыкается о препятствие» в виде противоречия, проблемы, когда он удивлен, самостоятельно ищет пути их разрешения.

Введение проблемности повышает развивающий эффект урока. Вводя задания, в которых надо разрешить проблемную ситуацию, помню, что они должны выполняться не менее 10 минут (продолжительность фазы творческого мышления) и не использую перед этим большого числа вспомогательных задач. Ставлю перед учеником и психологическую цель обучения: «Мы будем развивать наше умение наблюдать, анализировать и обобщать на таком-то материале». При этом необходимо так построить урок, чтобы дать возможность развития продвижения в обучении всех детей, даже наиболее слабых.

Развивающее обучение требует, чтобы знания были применены свободно в различных ситуациях, только в этом случае они становятся для ученика «своими» и это продвигает вперед развитие ученика.

Как говорил П. П. Блонский: «Пустая голова не рассуждает».

Быстрота ориентировки ученика в тех задачах, которые до этого ему не встречались - показатель его развития в обучении, поэтому в план урока обязательно включаю задачи, требующие не стандартного подхода, исключающие «шаблонного мышления» - это побуждает ребенка быстро перестраиваться в соответствии с новой ситуацией.

В процессе урока стараюсь задействовать воображение, мышление, логическую память и т. д.

Не бездумный пересказ, а именно работа с текстом позволяет целенаправленно выполнять намеченные задачи урока. Перед учениками ставятся задачи:

1) найти в тексте учебника

  • вводную часть;
  • главную мысль;
  • «ключевые слова»;
  • примеры, иллюстрирующие главную мысль;

2) придумать свои примеры;

3) привести контрпримеры;

4) выполнить конспект;

5) ответить на вопрос: «Как вы думаете, что понимается под термином? Почему это так?» (добиваюсь обоснования своего мнения).

6) Выполнить упражнения, которые начинаются словами: «Будет ли это так?» «Верно ли...?»

 В план урока включается:

  • составление и работа с таблицами по формулам;
  • рассмотрение различных способов решения;
  • варьирование условиями задачи;
  • составление задач с учащимися, самими детьми;
  • выполнение задания «своя задача» (по схеме, с определенными условиями);
  • работа со схемами при составлении задач, при их решении;

Подумайте:

  • «Как изменится решение задачи, если...?»
  • Какой объект чему соответствует?
  • Найди ошибку в решении;
  • Задание: «Реши уравнение. Что в них интересного?»
  • Прочитай задачу, придумай аналогичную и реши ее;
  • Реши задачи. Что в них общего и чем они отличаются?
  • Задачи практического содержания;
  • Скажи тоже высказывание, но другими словами;
  • Составление плана работы;
  • Придумай задачу по схеме, чертежу, уравнению;
  • Задания «Что это значит?»

И много других разнообразных приемов и методов позволяют ученику быть не просто пассивным слушателем, а активным участником учебного процесса, по напряженной тишине в классе и сосредоточенным лицам ребят понимаешь, что они думают и им это интересно. Учащегося надо не призывать «думаем», а учить, как это делать: о чем думать, какими путями осуществлять продвижение осмысления и ознакомления с изучаемым объектом.

Известно, что «активная мыслительная деятельность учащегося возрастает, если он по ходу ознакомления с материалом выполняет конкретное задание, направленное на понимание этого материала». Так, например, отрабатывая новое определение, работаю по схеме:

  1. Постановка цели введения нового определения;
  2. Формирование проблемы;
  3. «Конструирование» определения учащимися;
  4. Обсуждение предложенных определений с различных позиций (различных противоречий, полноты и т. д.)
  5. Выделение «ключевых слов» (составление план - конспекта; опорного конспекта).
  6. Упражнение «на распознавание» объекта (в систему таких упражнений хорошо включать задачи «с неполным условием» - хорошая возможность исследовательской, поисковой деятельности для учащихся);
  7. Составление своих примеров;
  8. Контрпримеры при несогласии в обсуждении;
  9. Исследование возможных ситуаций при варьировании условий.

При этом происходит постоянная актуализация ранее усвоенных знаний. Стимулирующее звено» между мыслительными процессами, а также словесный отчет о ходе практических действий помогают активизировать мыслительную деятельность учащегося. Не подсказка, а серия вспомогательных задач, помогают ученику в продвижении овладения новыми знаниями. Развивающее обучение вошло в систему моей работы, так как требует бережного отношения к внутренним процессам, протекающим в сознании учащегося, а именно: их вниманию, активности, мыслительной деятельности, самоконтролю, процессам запоминания учебного материала.


Библиографическая ссылка

Громова Т.Н. УРОК МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 69-71;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24709 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674