- Усвоить знания;
- Овладеть ими;
- Формировать нарастающую способность учащегося самостоятельно использовать различные способы добывания знаний.
На фоне этого, если ученик усвоил и овладел, а также получил и освоил навык самостоятельной работы, и происходит развитие творческой и познавательной активности ученика. Но все это будет невозможно, если с первых минут урока не формировать положительный мотив обучения, осознание важности своей деятельности для учащегося. Стремлюсь реализовать развивающий потенциал урока. Известно, что более успешно происходит усвоение тогда, когда ребенок «спотыкается о препятствие» в виде противоречия, проблемы, когда он удивлен, самостоятельно ищет пути их разрешения.
Введение проблемности повышает развивающий эффект урока. Вводя задания, в которых надо разрешить проблемную ситуацию, помню, что они должны выполняться не менее 10 минут (продолжительность фазы творческого мышления) и не использую перед этим большого числа вспомогательных задач. Ставлю перед учеником и психологическую цель обучения: «Мы будем развивать наше умение наблюдать, анализировать и обобщать на таком-то материале». При этом необходимо так построить урок, чтобы дать возможность развития продвижения в обучении всех детей, даже наиболее слабых.
Развивающее обучение требует, чтобы знания были применены свободно в различных ситуациях, только в этом случае они становятся для ученика «своими» и это продвигает вперед развитие ученика.
Как говорил П. П. Блонский: «Пустая голова не рассуждает».
Быстрота ориентировки ученика в тех задачах, которые до этого ему не встречались - показатель его развития в обучении, поэтому в план урока обязательно включаю задачи, требующие не стандартного подхода, исключающие «шаблонного мышления» - это побуждает ребенка быстро перестраиваться в соответствии с новой ситуацией.
В процессе урока стараюсь задействовать воображение, мышление, логическую память и т. д.
Не бездумный пересказ, а именно работа с текстом позволяет целенаправленно выполнять намеченные задачи урока. Перед учениками ставятся задачи:
1) найти в тексте учебника
- вводную часть;
- главную мысль;
- «ключевые слова»;
- примеры, иллюстрирующие главную мысль;
2) придумать свои примеры;
3) привести контрпримеры;
4) выполнить конспект;
5) ответить на вопрос: «Как вы думаете, что понимается под термином? Почему это так?» (добиваюсь обоснования своего мнения).
6) Выполнить упражнения, которые начинаются словами: «Будет ли это так?» «Верно ли...?»
В план урока включается:
- составление и работа с таблицами по формулам;
- рассмотрение различных способов решения;
- варьирование условиями задачи;
- составление задач с учащимися, самими детьми;
- выполнение задания «своя задача» (по схеме, с определенными условиями);
- работа со схемами при составлении задач, при их решении;
Подумайте:
- «Как изменится решение задачи, если...?»
- Какой объект чему соответствует?
- Найди ошибку в решении;
- Задание: «Реши уравнение. Что в них интересного?»
- Прочитай задачу, придумай аналогичную и реши ее;
- Реши задачи. Что в них общего и чем они отличаются?
- Задачи практического содержания;
- Скажи тоже высказывание, но другими словами;
- Составление плана работы;
- Придумай задачу по схеме, чертежу, уравнению;
- Задания «Что это значит?»
И много других разнообразных приемов и методов позволяют ученику быть не просто пассивным слушателем, а активным участником учебного процесса, по напряженной тишине в классе и сосредоточенным лицам ребят понимаешь, что они думают и им это интересно. Учащегося надо не призывать «думаем», а учить, как это делать: о чем думать, какими путями осуществлять продвижение осмысления и ознакомления с изучаемым объектом.
Известно, что «активная мыслительная деятельность учащегося возрастает, если он по ходу ознакомления с материалом выполняет конкретное задание, направленное на понимание этого материала». Так, например, отрабатывая новое определение, работаю по схеме:
- Постановка цели введения нового определения;
- Формирование проблемы;
- «Конструирование» определения учащимися;
- Обсуждение предложенных определений с различных позиций (различных противоречий, полноты и т. д.)
- Выделение «ключевых слов» (составление план - конспекта; опорного конспекта).
- Упражнение «на распознавание» объекта (в систему таких упражнений хорошо включать задачи «с неполным условием» - хорошая возможность исследовательской, поисковой деятельности для учащихся);
- Составление своих примеров;
- Контрпримеры при несогласии в обсуждении;
- Исследование возможных ситуаций при варьировании условий.
При этом происходит постоянная актуализация ранее усвоенных знаний. Стимулирующее звено» между мыслительными процессами, а также словесный отчет о ходе практических действий помогают активизировать мыслительную деятельность учащегося. Не подсказка, а серия вспомогательных задач, помогают ученику в продвижении овладения новыми знаниями. Развивающее обучение вошло в систему моей работы, так как требует бережного отношения к внутренним процессам, протекающим в сознании учащегося, а именно: их вниманию, активности, мыслительной деятельности, самоконтролю, процессам запоминания учебного материала.
Библиографическая ссылка
Громова Т.Н. УРОК МАТЕМАТИКИ КАК СРЕДА РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 3. – С. 69-71;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24709 (дата обращения: 21.11.2024).