Установление функциональных связей между отдельными видами активности в структуре учебной деятельности свидетельствует о внутренней сложности процесса научения и раскрывает новые возможности создания средств и условий для успешного развития познавательной активности личности.
Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении:
- формирование познавательных, профессиональных мотивов и интересов;
- воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
- развитие целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;
- обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом;
- овладение методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.
В то же время в педагогической теории и практике наблюдается расширительное понимание активного обучения, включение в него практически всего педагогического инструментария за исключением, пожалуй, так называемой информационной лекции, да и то без достаточных и убедительных теоретических оснований. Несмотря на это, в современной высшей школе стали выявляться и крепнуть четыре взаимосвязанные тенденции, ориентированные на качественно иной уровень активизации познавательной деятельности студентов и курсантов, тем самым, создавая условия повышения их познавательной активности:
- во-первых, поиск и внедрение активных, интенсивных методов и форм обучения;
- во-вторых, увеличение времени для самостоятельной работы учащегося и создание стимулирующих условий для нее с повышением научно-педагогических требований к результатам познавательной деятельности;
- в-третьих, интеграция собственно учебного и научно-исследовательского комплексов (научно-исследовательская работа все более и более становится существенным элементом учебного процесса);
- в-четвертых, интеграция образования, науки и производства, что не просто приближает обучение к производству, а превращает само производство, включение в него учащегося в стимулирующий и направляющий фактор развития познавательной активности будущего специалиста.
Несомненно, эти прогрессивные тенденции требуют серьезных перемен в стиле деятельности и преподавателя, и студента: формирование и развитие познавательной активности будущего специалиста предполагают адекватную систему взаимоотношений студента и педагога, соответствующий стиль деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а также особых связей вуза с обществом.
Библиографическая ссылка
Григорьева Д.Р. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 56-57;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24454 (дата обращения: 21.11.2024).