Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА

Григорьева Д.Р.
Опыт работы высшей школы показывает, что профессиональные качества эффективно формируются только при условии высокой познавательной активности самих студентов. Вот почему на современном этапе особое значение приобретает проблема формирования творческой познавательной активности студентов и ее важнейшая сторона - активизация их познавательной деятельности. Методологической предпосылкой полноценного формирования творческой познавательной активности студентов являются разумное сочетание, единство репродуктивного и продуктивного типов деятельности во всей системе их обучения, образования и воспитания в структуре их труда, общественной жизни, отдыха и общения. Найти в каждом конкретном случае оптимальный вариант такого сочетания, диалектического единства - одна из самых сложных, фундаментальных педагогических задач.

Установление функциональных связей между отдельными видами активности в структуре учебной деятельности свидетельствует о внутренней сложности процесса научения и раскрывает новые возможности создания средств и условий для успешного развития познавательной активности личности.

Опыт активного обучения во всех звеньях системы профессионального образования показывает, что с помощью его форм, методов и средств можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, труднодостижимых в традиционном обучении:

  • формирование познавательных, профессиональных мотивов и интересов;
  • воспитание системного мышления специалиста, включающее целостное понимание не только природы и общества, но и себя, своего места в мире;
  • развитие целостного представления о профессиональной деятельности и ее крупных фрагментах;
  • обучение коллективной мыслительной и практической работе, формирование социальных умений и навыков взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитание ответственного отношения к делу, социальным ценностям и установкам профессионального коллектива, общества в целом;
  • овладение методами моделирования, в том числе математического, инженерного и социального проектирования.

В то же время в педагогической теории и практике наблюдается расширительное понимание активного обучения, включение в него практически всего педагогического инструментария за исключением, пожалуй, так называемой информационной лекции, да и то без достаточных и убедительных теоретических оснований. Несмотря на это, в современной высшей школе стали выявляться и крепнуть четыре взаимосвязанные тенденции, ориентированные на качественно иной уровень активизации познавательной деятельности студентов и курсантов, тем самым, создавая условия повышения их познавательной активности:

  • во-первых, поиск и внедрение активных, интенсивных методов и форм обучения;
  • во-вторых, увеличение времени для самостоятельной работы учащегося и создание стимулирующих условий для нее с повышением научно-педагогических требований к результатам познавательной деятельности;
  • в-третьих, интеграция собственно учебного и научно-исследовательского комплексов (научно-исследовательская работа все более и более становится существенным элементом учебного процесса);
  • в-четвертых, интеграция образования, науки и производства, что не просто приближает обучение к производству, а превращает само производство, включение в него учащегося в стимулирующий и направляющий фактор развития познавательной активности будущего специалиста.

Несомненно, эти прогрессивные тенденции требуют серьезных перемен в стиле деятельности и преподавателя, и студента: формирование и развитие познавательной активности будущего специалиста предполагают адекватную систему взаимоотношений студента и педагога, соответствующий стиль деятельности всех субъектов учебно-воспитательного процесса, а также особых связей вуза с обществом.


Библиографическая ссылка

Григорьева Д.Р. АКТУАЛИЗАЦИЯ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 2. – С. 56-57;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24454 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674