Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ

Шулунова Л.В.
Новая научная парадигма ХХI века, предполагает, прежде всего, создание изобретений, научных открытий и межгосударственное распространение научных достижений, межцивилизационный обмен новыми научными идеями. Конвенция о свободе научного творчества и международном научном обмене, разработанная под эгидой ЮНЕСКО и принятая ООН, обеспечивает развитие научного потенциала во всех странах. Данной конвенцией признана необходимость формирования системы непрерывного образования и дистанционного обучения в масштабах планеты, распространение идей и методов креативной педагогики, обеспечивающих развитие способностей и навыков каждого человека. В связи с этим представляется перспективным предпринятый Бурятским государственным университетом международный проект «Особенности физиологического и психологического развития детей и молодежи монголоязычных народов в полиэтнической среде» совместно с вузами Монголии и КНР. Работа над проектом началась в 2006г. на основе 3-х стороннего соглашения вузов, подписанного ректорами С.В. Калмыковым (Бурятский госуниверситет), Б. Жадамбой (Монгольский государственный университет образования) и Ян Ицзяном (Педагогический университет Внутренней Монголии КНР).

Цель проекта - создание модели этнокультурного развития монголоязычных народов в современных условиях на основе выявления особенностей физического, психологического, социального развития монголоязычных детей и молодежи в полиэтнической социальной среде. Основными задачами исследовательской программы были определены: выявление особенностей физического развития детей и молодежи монголоязычных народов: физическое здоровье и физическая подготовленность; установление личностных особенностей развития детей и молодежи монголоязычных народов: интеллектуально-мнестическая сфера, психомоторная организация, психофизические характеристики, эмоционально-личностная сфера, этнокультурная компетентность; определение особенностей этносоциальной среды: система родства, система социальной стратификации, система политического господства, система ценностей, педагогические условия, обеспечивающие этнокультурную компетентность; построение интегральной модели особенностей развития детей и молодежи монголоязычных детей и молодежи в различных социальных условиях; разработка модели этнокультурного развития монголоязычных народов.

Объектом исследования выступили: представители монголоязычных народов в возрасте от 11 до 18 лет, проживающие на территории России, Монголии, Китайской Народной Республики. Количественный параметер обследуемых был установлен в пределах 3000 человек - от каждой страны 1000 человек соответственно. Предмет исследования включал: физиологические и психологические характеристики развития детей и молодежи монголоязычных народов и особенности их адаптации в полиэтнической социально-культурной среде. В качестве рабочей гипотезы было определено положение о том, что особенности этносоциальной среды (системы родства, социальная стратификация, политическое господство, нравственные ценности) оказывают решающее воздействие на педагогические условия, обеспечивающие этнокультурную компетентность, и проявляются в особенностях физического, психологического, этнокультурного развития детей и молодежи. Временные рамки исследования были установлены в пределах 2006-2008 гг.

Программа исследования предполагала три этапа, последовательность которых определяется их содержанием. Первый этап работы над проектом - 2006г. - включал решение ряда организационных задач, в числе которых: создание комплексной научной группы из представителей каждой стороны-участницы проекта; проведение семинаров-совещаний участников проекта по организации исследования: разработка, уточнение и согласование инструментария исследования, отработка общих подходов использования инструментария, стандартизация шкал, критериев оценок и процедур исследования, проектирование выборки (ступенчатая, вероятностная), согласование выборки; мероприятия по определению поля исследования.

Сложности организационного плана заключались не только в том, что участники проекта представляли разные вузы, что, конечно же уже достаточно затрудняет работу по обсуждению и согласованию стартовых условий проекта, но и то, что научная группа исполнителей проекта включала представителей разных государств. Безусловно, в этой ситуации организация рабочих совещаний осложнялась не только иными планами основной их деятельности, но и оформлением визовых поездок и т.п., поскольку рабочие совещания проводились поочередно в каждом из вузов-участников проекта.

Кроме того, трудность решения организационных задач содержательной части проекта заключалась в том, что предпринятое исследование носило междисциплинарный характер: в число исполнителей входили представители разных профессиональных сфер - специалисты в области медицины, психологии, педагогики, социологии, этнологии, культурологии. Немаловажным в этой ситуации стал и фактор языкового барьера, поскольку каждое из направлений исследования обеспечивалось учеными разных стран. В силу изложенных обстоятельств организационный этап работы над проектом продлился до 2008 г.

В течение первого этапа работы над проектом состоялись трехсторонние рабочие совещания ответственных исполнителей на территории КНР (г. Хух-Хото, ноябрь 2006г.), Монголии (г. Улан-Батор, декабрь 2007г.). Итогом совещания в г. Хух-Хото (2006г.) следует считать соглашение об основных положениях исследовательского проекта, в частности, уточнение тематики проекта, осмысление главных и второстепенных задач, установление аспектов исследования и определение контингента испытумых. Важным достижением совещания в г. Улан-Баторе (2007г.) стало определение принципов организации исследования. В ходе обсуждения методологической основы ведущими специалистами проекта было достигнуто соглашение относительно использования конкретных методик для исследования особенностей психологического и физического развития, а также социально-педагогических особенностей испытуемых. Например, для изучения особенностей психологического развития детей и молодежи монголоязычных народов определены: тест Векслера (WISC, WAIS); тест Айзенка (EPQ); тест Равена, тест Кеттела (CPQ, HCPQ, 16 PF).

В ходе обсуждения было принято решение о пилотных исследованиях в объеме 200 испытуемых в каждой из стран-участниц проекта. Кроме того, были согласованы вопросы финансирования проекта. Основным мероприятием данного этапа исследования для Бурятского государственного университета стало проведение трехстороннего рабочего совещания участников проекта, которое состоялось с 11 по 16 июня 2007г. В повестку совещания был включены следующие вопросы проектного исследования: уточнение методологии и инструментария исследования; конкретизация выборки испытуемых; определение принципов формирования рабочих групп исследователей; корректировка сроков проведения полевых работ; обсуждение возможностей финансирования проекта и утверждение сметы проекта.

В апреле 2008г. состоялось очередное совещание участников проекта в г. Хух-Хото (КНР). В ходе совещания стороны уточнили вопросы инструментария, определения выборки испытуемых. Участники совещания высказались по срокам реализации оставшихся этапов проекта: завершение полевых исследований; обработка результатов; анализ материалов исследования, подготовка отчетов и публикация итогов исследования.

Опыт организации столь масштабного многоаспектного научного исследования имеет большое значение, поскольку позволяет инициировать проекты иной тематики с аналогичными технологиями исследования, что особенно актуально в условиях глобализационных процессов.


Библиографическая ссылка

Шулунова Л.В. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА: ВОПРОСЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ПРОЕКТОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2010. – № 1. – С. 80-81;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24401 (дата обращения: 28.03.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674