Цель работы - анализ проблемы гармонизации отношений человека со средой его обитания. Экологическое сознание рассматривается как составляющая морального сознания личности и как социальное явление.
К настоящему моменту в науке сложилось два подхода к решению экологической проблемы и поискам пути выхода из кризиса. Один из них, космический, связывает будущее человечества с дальнейшим развитием научно-технического прогресса и освоением технологий, которые позволили бы осуществлять полную регуляцию всех процессов, протекающих в биосфере Земли и ближнем Космосе. Среди сторонников этого направления наиболее крайние позиции занимают приверженцы концепции активной эволюции. Авторы этой концепции, основываясь на данных о цефализации в ходе эволюции, делают вывод о некоей идеальной телеологической программе развития, заложенной в этом процессе. Именно в реализации этой программы видят поборники активной эволюции назначение человека в этом мире. Главное в их активно-эволюционной мысли упор на преображение природы самого человека: дух должен всё больше управлять бессознательными пока процессами. Преобразованию подлежит, прежде всего, биологическая природа человека. Согласно концепции активной эволюции дух должен управлять такими процессами как старение, регенерация организма, создание долгоживущего (бессмертного) человека, обретение автотрофности, органосозидание, преображающее восстановление ушедших поколений. Это оживление мертвых, по всей вероятности методами генной инженерии; преображающая реконструкция их, более соответствующая реалиям нового мира. От технического прогресса активно-эволюционные мыслители предлагают перейти к динамическому внутренне биологическому или органическому улучшению.
Альтернативным космическому подходу является экологическое направление в вопросе о стратегиях выживания человечества. Его характерной чертой является неприятие положения космизма о необходимости активного преобразования биосферы средствами развивающейся науки и полного овладения её процессами и явлениями. Оптимальными взаимоотношениями человека и биосферы здесь считаются такие, при которых человек минимально воздействует на среду своего обитания, подчиняя свои потребности требованиям биосферы. Минимизация этого воздействия достигается различными путями, основным из которых является сокращение потребностей, отказ от многих удобств, являющихся следствием технического прогресса. Экологическое направление гораздо более многообразно, нежели космическое, и соответственно очень разнообразны рецепты, которые предлагаются его представителями для предотвращения глобальной экологической катастрофы. Наиболее радикальным способом решения проблемы, предлагаемым в рамках этого направления, является постепенное сокращение численности человечества путём ограничения рождаемости до 1-1,5 млрд. человек и поддержание его на этом уровне. Другие, не менее радикальные решения проблемы, основаны на предложениях ограничить, или даже полностью остановить научный и технический прогресс и установить строжайшие ограничения на все технологии. Наиболее умеренные представители экологического направления, смыкаясь с умеренными космистами, предлагают соединить экологические способы решения проблемы с предоставляемыми наукой, подчинив последнюю требованиям уменьшения воздействия человека на окружающую природную среду.
На наш взгляд, оба эти направления имеют свои сильные и слабые стороны. Это, во-первых, переоценка природосберегающих возможностей технологий, с одной стороны, и их недооценка с другой. Во-вторых, этим направлениям характерно стремление к упрощению этнической, социальной и политической структуры человечества. Опасность этой тенденции, главным образом в том, что при её реализации человечество неизбежно превращается в жёсткую систему, которая сможет существовать лишь в относительно стабильных условиях.
Можно полагать, что нормализация отношений человека и окружающей среды должна основываться на гармоничном сочетании развития технологий и становлении биосферной ориентации деятельности человека. При этом, ведущую роль в данном процессе должно играть моральное сознание человека, точнее такая его составляющая, как экологическое сознание. В своём понимании этого термина мы основываемся на представлении о сознании как о сложной системе, включающей целый ряд подсистем. Одной из таких подсистем является моральное сознание, то есть ощущение субъектом своих поступков в их ценностном аспекте. Как сознание моральное мы понимаем и экологическое сознание, в котором человеческие поступки оцениваются исходя из их влияния на состояние окружающей среды и на биосферу в целом, в свете значимых для его носителя экологических ценностей. Иными словами, это та часть морального сознания человека, которая непосредственно детерминирует поступки человека и их оценку в сфере отношений с окружающей средой.
В такой форме экологическое сознание свойственно любому человеку, поскольку нет человека, который не взаимодействовал бы со средой своего обитания. Но из этого следует, что само по себе оно не может стать основой для становления оптимальных взаимоотношений человечества и остальной биосферы. В связи с экологическим кризисом, охватившим планету к концу XX века, возникла потребность в принципиально новом типе экологического сознания биосферно-ориентированном. Данный его тип базируется на стремлении подчинить потребности человека необходимости сохранения, восстановления и поддержания ресурсов биосферы. Он предполагает сознательное ограничение потребностей человека для снижения антропогенной нагрузки на среду его обитания. Такой тип экологического сознания включает и понятие об экологической ответственности - осознании экологических последствий совершаемых людьми поступков в масштабах, как отдельных экосистем, так и биосферы в целом, и принятии на себя ответственности за них.
Говоря об экологическом сознании, нельзя забывать и о том, что сознание, как таковое, является феноменом, присущим не только отдельной личности, но и человеческому обществу в целом. В связи с этим, по-видимому, является актуальным введение категории общественного экологического сознания. Под ним можно понимать систему функционирующих в обществе этических установок, мировоззренческих, философских, юридических, культурных, религиозных, экономических, политических и социальных представлений и ценностей, детерминирующих в различной степени поведение всех членов общества в их взаимодействии с окружающей средой. Таким образом, возникает вопрос о биосферной переориентации не только индивидуального, но и общественного экологического сознания. Исходя из представления о тесной взаимосвязи и взаимовлиянии общественного сознания и сознания отдельной личности, можно полагать, что эта переориентация должна в равной степени охватывать оба эти уровня.
При разработке любой теории гармонизации отношений человека и среды его обитания неизбежно возникает вопрос о практической реализации её положений. В случае с биосферной ориентацией экологического сознания этот аспект представляет особенную трудность, поскольку сейчас почти во всём мире господствует потребительский тип экологического сознания, в той форме, в которой он сформировался в западноевропейском обществе к концу XVIII века. Отражение этого типа экологического сознания можно встретить уже в некоторых работах философов эпохи Просвещения. Широкое его распространение в XIX-XX веках стало одной из причин экологического кризиса, который переживает в наши дни человечество. Как один из типов экологического сознания, он характеризуется на общественном уровне пониманием природы как материала для бесконечного преобразования на благо человека. Под последним, как правило, понимается в первую очередь материальная, а зачатую и просто коммерческая польза. К сожалению, в настоящее время подобное отношение к среде обитания прочно укоренилось в сознании многих людей во многих регионах нашей планеты. Именно необходимость его преодоления, является, на наш взгляд, основным препятствием на пути становления биосферно-ориентированного экологического сознания. Вопрос о возможных способах решения этой задачи нуждается в тщательной дальнейшей разработке, но одно совершенно очевидно: среди них не должны играть ведущей роли те, которые связаны с принуждением. Но при этом было бы не правильно отрицать принуждение, как одну из функций природоохранного законодательства, по крайней мере, на ранних этапах решения экологической проблемы. Кроме того, формирование и распространение биосферно-ориентированного экологического сознания не могут быть связаны со снижением этнокультурного многообразия человечества.
Таким образом, обновление своих связей с природой следует начинать не с дальнейшего развития технологий, которые в человеческой деятельности всегда будет играть вспомогательную роль, за исключением тех случаев, когда человек начинает существовать для техники, а не наоборот. Обновление это должно начинаться с нас самих с нашего сознания. Только при условии биосферной переориентации экологического сознания человека возможна гармонизация его взаимоотношений с биосферой.
Библиографическая ссылка
Парахонский А.П. ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ - ОСНОВА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА И БИОСФЕРЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 12. – С. 51-53;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24350 (дата обращения: 21.11.2024).