В процессе социального развития изменению подвержено производство не только сущностных характеристик молодежи, но и жизненных средств. Развитие молодого поколения есть процесс постоянной борьбы его сущностных сил за возможность становления и производства условий жизни.
Нарушение процесса развития молодежи в условиях риска проявляется в нарушении воспроизводства жизненных сил, т.е. самого человека, в неопределенности возможностей жизненного старта, самореализации молодежи, в ценностно-нормативной неопределенности и неопределенности идентичности.
Социально-демографические проблемы относятся к числу наиболее острых проблем в жизненных ситуациях молодежи. Создание собственной семьи или ее распад, рождение и развитие ребенка, сохранение собственного здоровья в любом обществе таят множество неопределенностей, которые еще более усиливаются в обществе риска.
Демографическая ситуация в молодежной среде остается крайне неблагоприятной и имеет тенденцию к ухудшению, а следовательно к вероятности риска отрицательного воспроизводства.
Период социального старта не продолжительный, примерно с 15 до 20 лет, когда молодой человек вступает в пору социальной зрелости и оказывается в ситуации выбора дальнейшего жизненного пути и, соответственно, возникновением множества проблем, связанных с отсутствием самостоятельности в принятии ответственных решений.
Причины и следствия социального расслоения можно сформировать в трех типичных моделях.
В первой - жизненные планы молодежи ориентированы на высшее образование. Однако две трети из них мотивированы не на приобретение знаний, а на получение диплома.
Во второй модели социальный старт также связывается с образованием, но конкретные формы его продолжения не определены и зависят от обстоятельств, таких как уровень знаний, наличие денег у родителей для оплаты на коммерческой основе.
Сторонники третьей модели активизируют поиск подходящей работы, аргументируя материальным положением.
Общим является то, что социальный старт юношей и девушек все больше становится их личным делом или делом их родителей.
Постоянно растущее число молодежи живет в условиях непредсказуемости и постоянного риска, обусловленного экономическими, политическими и правовыми факторами, которые вызывают у молодых людей чувство тревоги, отчаяния или безразличия.
Группа молодежи, в моделях поведения которой доминирует стремление к изменению, имеет больше шансов реализовать свой потенциал. Однако риск усиливает социальное расслоение молодежи. Граница неравенства проходит преимущественно по формам собственности, по доступности источников жизнеобеспечения, по материальному и имущественному основаниям.
Различаются возможности самореализации молодежи и в региональном разрезе. Хуже всего обстоит дело в сельской местности, где реализовать свои способности и интересы молодым людям заметно труднее, чем в крупном и даже небольшом городе.
В российском обществе отмечаются существенные деформации ценностно-нормативной системы. Молодые люди, ориентированные на стабильность и спокойствие, моделируют свою жизнь традиционно. В иной последовательности распределяются ценности тех, кто предпочитает изменение и риск.
Таким образом, в условиях социальной нестабильности роль молодежи как фактора общественного воспроизводства возрастает. Активизация ее воспроизводственной функции препятствует разрушительным тенденциям в условиях неопределенности, способствуя социальной стабилизации, а усиление ее инновационной функции, связанной с обновлением ценностно-нормативной системы, служит основанием развития общества.
В случае отсутствия преемственности социального опыта идентификационные модели формируются в различных неформальных, теневых и криминальных структурах.
Итак, на рубеже веков риск становится значимым признаком современных обществ. Молодые поколения в них обрели способность не только преодолевать с той или иной степенью успеха состояния неопределенности, но и воспроизводить риск. Будущее любого общества зависит от того, научится ли молодое поколение жить, отвечая за себя. Раскрытие личности и ее интеграция в общество являются важными предпосылками для того, чтобы молодые люди стали самостоятельными гражданами и взяли на себя ответственность за сохранение демократического правового строя и жизненных основ государства.
Основательное знание социальной и политической среды - необходимое условие участия в общественной жизни. Молодежная политика призвана помочь подрастающему поколению лучше понять условия жизни нашего общества, свободно ориентироваться в российской многовековой истории и культуре и, в конечном счете, облегчить процесс врастания в открытое плюралистическое общество, социализации в становящемся все более сложном мире.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Научно-педагогический журнал // Высшее образование в России. 2007. № 4
- Научно-методический журнал // Преподавание истории и обществознания в школе. 2006. № 10
- Научно-образовательное издание // Социально-гуманитарные знания. 2003. №1
Библиографическая ссылка
Чурзина О.К. ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СОЦИАЛЬНОЙ НЕСТАБИЛЬНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 12. – С. 42-43;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24345 (дата обращения: 21.11.2024).