Ведущую роль в формировании и развитии личности должна играть система образования.
Проведенный анализ психолого-педагогической литературы [1,2,3,7] позволяет сделать вывод о том, что качества личности влияют на профессиональную деятельность специалиста, а каждая профессия, в свою очередь, требуют от него преобладания некоторых качеств, являющихся профессионально значимыми, выделения которых из всей совокупности должно быть научно обоснованным. Область современной экономики, в свою очередь, предъявляет свои требования, поэтому одной из задач нашего исследования является выявление наиболее существенных качеств, влияющих на эффективность профессиональной деятельности специалиста в сфере экономики и их формирование.
Объективно необходимым является пониманием ответственности как профессионально значимого качества будущего специалиста экономического профиля. Обществу нужны специалисты, способные на самостоятельные решения и действия, готовые взять на себя ответственность в профессиональной ситуации, умеющие определить цель деятельности, выбирать оптимальный путь достижения цели. Поэтому данное качество неразрывно связано с самостоятельностью и целеустремленностью.
Ответственность выделяется(3) среди основных качеств современного специалиста и рассматривается как качество, характеризующее направленность личности, влияющее на процесс и результаты профессиональной деятельности через отношение к своим должностным обязанностям.
В исследованиях [3,4,5,6], формированию ответственности, показано влияние данного качества на успешность обучения учащихся различных образовательных учреждений - начиная со школы и заканчивая ВУЗом. Отсутствие или несформированность ответственности у учащихся за время обучения в образовательном учреждении является одной из возможных причин его неудач в профессиональной деятельности. Высокий уровень ответственности создает потенциальную возможность самореализации и воздействуют на формировании других качеств личности.
В Таганрогском авиационном колледже имени В.М.Петлякова осуществляется внедрением в учебный процесс педагогических условий направленных на формирование профессионально значимых качеств специалистов экономического профиля.
Предлагаемые условия включают в себя три взаимосвязанных блока:
- Блок элективных курсов («Социальная психология», «Основы управленческой деятельности», «Психолого-методологические основы и методы инженерной деятельности», «Введение в специальность», «Основы исследовательской деятельности»).
- Блок Психолого-педагогическое сопровождение учебного процесса.
- Блок организации руководства производственной практикой.
Целью нашего исследования являлось изучение выраженности профессионально значимых качеств студентов - специалистов экономического профиля при внедрении и опробации разработанных педагогических условий формирования профессионально значимых качеств специалистов экономического профиля.
В экспериментальном исследовании приняло участие 6 групп испытуемых (120 человек). Все испытуемые являются/являлись студентами Таганрогского авиационного колледжа им. В.М.Петлякова специальности 080110 «Экономика и бухгалтерский учет».
Исследование проводилось в несколько этапов в период с 2004 по 2008 гг.
Мы предлагаем рассмотреть лишь часть нашего исследования, направленного на изучение таких профессионально значимых качеств будущего специалиста экономического профиля как самостоятельность, ответственность, целеустремленность.
В исследовании были использованы следующие методики:
- Тест «Самооценка силы воли» [8].
- Опросник для оценки своей настойчивости [8].
- Тест на определение решительности [8].
По результатам проведенной диагностики было выявлено следующее:
- Для групп Б12,Б22 (3-й год обучения, 2004-2005 уч. год), где внедрение педагогических условий по формированию профессионального значимых качеств не осуществлялось наблюдается преобладание среднего уровня самооценки силы воли (65-75%), среднего уровня своей настойчивости (60-75%) и такой же уровень решительности (65-75%), низкий и высокий уровни изучаемых качеств распределяются равномерно.
- Для групп Б13(3-й год обучения) и Б14(2-й год обучения, 2005-2006 уч.год), где внедрение педагогических условий по формированию профессионально значимых качеств осуществлялось частично (на 30-40%)
(Процентное соотношение внедрение педагогических условий по формированию профессионально значимых качеств специалистов экономического профиля определяется по таким параметрам, как изучение элективных курсов в частичном или полном объеме, включении руководства производственной практикой, а также степень участия в работе и «Бизнес-клуба»). Наблюдается доминирование среднего уровня силы воли (70%), но низкий уровень понижается (10%), а высокий растет (20%). Подобная динамика по показателям решительности (средний 60%, высокий 25%) и настойчивость ( средний 80%, высокий 20%).
Показатели исследуемых качеств у студентов двух групп практически совпадают.
- Для групп Б16, Б15 (2-й и 3-й гг. обучения соответственно, 2007-2008 уч.год), где внедрение педагогических условий по формированию профессионально значимых качеств осуществлялись на 75% и 100% соответственно, наблюдается рост высокого уровня силы воли(35%) и снижение низкого уровня(0%), средний уровень силы воли - 65%.
Подобная динамика наблюдается по показателям решительности ( средний уровень - 70%, высокий - 30%) и настойчивости (средний уровень - 65%, высокий - 35%). Характерным для показателей уровней исследуемых качеств является отсутствие низких уровней.
Таким образом, после внедрения и опробации модели формирования профессионально значимых качеств специалистов экономического профиля в системе СПО у участников экспериментальной программы наблюдались более высокие показатели по уровню решительности, настойчивости, силы воли, по сравнению с другими студентами колледжа, не принимавших участие в этой программе.
Обработка и анализ полученных результатов в целом подтвердили эффективность разработанной модели педагогических условий формирование профессионально значимых качеств специалистов экономического профиля в системе среднего профессионального образования.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Асеев В.Г. Соотношение значимого и незначимого в формировании личности //Психология личности и образ жизни. - М., 1987.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. - М.: Мысль, 1976.
- Барановская Л.А. Формирование ответственности у студентов в процессе учебной деятельности. Дис.канд.пед.наук. - Красноярск, 1996. - 242с.
- Басаров Б. Проблемы психологии устойчивости. - Ашхабад: Ылым, 1981.
- Батаршев А.В., Алексеева Н.Ю., Майорова Е.В. Диагностика профессионально важных качеств. - СПб.: Питер, 2007. - 192с.
- Башкаева Э.Х. Формирование профессионально значимых качеств будущего инженера в процессе учебной деятельности. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Карачаевск, 2002.
- Климов Е.А. Психология профессионально самоопределения. - Ростов на Дону: Феникс, 1996. - 512с.
- Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. 2-е изд., испр. - М.: УРАО, 2000.- 304с.
Библиографическая ссылка
Банайтис Н.Г. К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТНЫХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ СПЕЦИАЛИСТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ В СИСТЕМЕ СПО // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 12. – С. 41-42;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24344 (дата обращения: 21.11.2024).