Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

МОБИЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Цветков В.Я.
В России существует ошибочная точка зрения, которая связывает понятие «Мобильные образовательные технологии» с мобильными телефонами второго поколения. На самом деле мобильные образовательные технологии (mLearning) это технологии дистанционного обучения, основанные на беспроводных технологиях Wi Fi , технологиях 3G и технологических возможностях устройств типа КПК, PDA, iPhone и т.п. Само собой, что беспроводные ноутбуки тоже входят в эту технологию, но только в городах с Wi Fi.

Основанная проблема, которую решают мобильные образовательные технологии - удаленность пользователя и недостаток времени на посещение образовательного учреждения. Она решается за счет использования глобального роуминга персональной и мобильной связи. Эти сети имеют большее покрытие, чем сети Интернет, что создает возможность привлечения существенно большего числа потребителей образовательных услуг. Кроме того, эти технологии исключают регулярное использование стационарных компьютеров.

Мобильные образовательные технологии используют протоколы и системы GSM, UMTS, GPRS, HSCSD, SMS, MMS, WAP и т. д. Обычная мобильная связь в этих устройствах составляет от 0,1% до 3% от всех технологических возможностей данных систем и является вспомогательной. Технология mLearning включает в себя текст, графику, звук, фильмы и сочетание вышеперечисленных.

Технология mLearning позволяет решать вопросы непрерывного образования, которое не завершается с окончанием вуза, а может применяться специалистом по мере необходимости и возникновения новых образовательных потребностей.

Одна из сильных сторон электронного обучения заключается в том, что институты предлагают большие масштабы курсов и дисциплин, что позволяет студентам выбирать, что и когда изучать. Такая форма образования дает возможность строить индивидуальные траектории образования, реализовывать групповые образовательные проекты, безотносительно к месту нахождения обучаемого и применять классические «кейсовые» технологии дистанционного образования.

Эта технология расширяет возможности обучения и привлечения иностранных студентов для стран, в которых есть глобальный роуминг, независимо от Интренет.

Роль преподавателя в мобильном образовании меняется. Он в большей степени становится посредником в процессе доступа к электронным ресурсам. Основная задача mLearning состоит в том, чтобы обеспечить педагогическую поддержку «мобильным студентам» независимо от времени и места их нахождения.

Зарубежные исследования свидетельствуют о том, что при использовании мобильных устройств в качестве учебного инструмента, доля ответивших на вопросы гораздо выше, чем в традиционном классе. Кроме того, такое обучение имеет еще один эффект: оно позволяет студентам более активно участвовать в дискуссиях. Наконец оно сближает формальное и неформальное образование и позволяет разрабатывать методы оценки неформального образования.

Существует ряд проблем технического и организационного характера, сдерживающих применение этой технологии в России. Организационные проблемы: 1. Необходимость новой организации «мобильного» контента. 2. «Принудительная» система переподготовки педагогов, отставших в области IKT. 3. Нарушение авторских прав специалистов, разрабатывающих образовательные контенты 4. Нарушение прав собственности специалистов, разрабатывающих образовательные контенты. Эту работу либо вообще не оплачивают, либо оплачивают по мизерной расценке один раз, не зависимо от дальнейшей востребованости.

Это не создает заинтересованность у специалистов высшей квалификации готовить соответствующие электронные курсы. И наоборот, наименее квалифицированные специалисты, не имеющие имени и опыта, заинтересованы ради собственного продвижения писать, что попало, лишь бы повысить собственный индекс цитирования. Кроме того, в России отсутствует институт сертификатов выдаваемых школами или отдельными учеными для иностранных студентов и специалистов.

Технические проблемы общие для всех стран. Они обусловлены низкой скоростью передачи данных современных мобильных телефонов (2 поколение). Однако прогнозы развития этой связи (3G) дают основание считать, что они будут использоваться в широком спектре продуктов и услуг, например для водителей, лицензии, удостоверения личности, и т. д.

Высокая стоимость перекачки информации также является тормозом. Но имеет место тенденция снижения услуг, но если эта услуга станет массовой, есть основание считать, что провайдоры снизят стоимость связи в этом секторе для привлечения клиентов.


Библиографическая ссылка

Цветков В.Я. МОБИЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 12. – С. 32-33;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24338 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674