В 1956 году группа психологов образования под руководством д-ра Бенджамина Блума, разработала классификацию уровней поведения интеллектуального обучения. Классификация состоит из трех пересекающихся доменов:
- Когнитивный домен, который связан со знаниями и развитие интеллектуальных подходов и навыков;
- Домена аффектов, который связан с эмоциями как совершенствованием и ценностями развития
- Психомоторного домена, связанного с процессами и объектами, которые студенты могут физически сделать. Речь идет главным образом о развитии интеллектуальных и физических навыков через практику.
Каждый из доменов, дополнительно подразделяются на подуровни. Информационная потребность или познавательный домен в большей степени связан с когнитивным рядом. В этом домене можно выделить на восемь уровней, связанных с познанием и образованием. В отличие от зарубежного подхода, определяющего шесть уровней и другую их последовательность, выделим эти познавательные уровни следующим образом: различение (Distinction), запоминание (Storing), понимание (Comprehension), анализ (Analysis), синтез (Synthesis), знание (Knowledge), приложение (Application), оценивание (Evaluation).
Кроме того, выделим качественно эти познавательные уровни в три качественных группы. Первую группу образуют пять первых уровней, вторую шестой и седьмой, а третью восьмой уровень.
На уровне различения обучаемый начинает различать информацию о простых объектах новой области изучения. На этом уровне он становится способным различать сущности связи и отношения.
Запоминание дает возможность исключать обращение к справочникам и применять собственные интеллектуальные ресурсы для ускоренного понимания объектов и связей между ними. На этом уровне формируется аксиоматический базис.
На уровне понимания обучаемый усваивает основные понятия их трактовку и некоторые причинно-следственные связи. У него появляется способность понимать и интерпретировать материал. На этом уровне формируется понятийный аппарат.
На уровне анализа обучаемый начинает разделять сложные явления на простые, выделять сущности, отношения и связи в сложных объектах и сопоставлять их с простыми объектами. На этом уровне формируется начальная часть аналитического инструментария.
На уровне синтеза обучаемый начинает объединять и комбинировать простые объекты в сложные, начинает соединять части сложных объектов в существующие и новые конструкции. На этом уровне формируется вторая часть аналитического инструментария.
На уровне знания обучаемый поднимается на качественно новый уровень. Он становится обладателем нового информационного ресурса, который позволяет ему понимать, анализировать и синтезировать различные является и процессы с использованием его понятийного аппарата, системы аксиом. Последнее дает возможность объяснять, в том числе новые явления и процессы. На этом уровне формируется база для перехода на более высокий уровень обучения или перехода к обучению более сложного предмета. При переходе на этот уровень обучаемый становится способным использовать идеи для создания новых идей.
На уровне приложения обучаемый способен применить свои теоретические знания для самостоятельного решения практических задач, включая и новые. На этом уровне он способен и формулировать постановку задач.
На уровне оценивания обучаемый становится способным к независимости и самоорганизации. Способность к объективной оценке дает ему возможность самооценки и тем самым выявлять недостатки и определения пути для дальнейшего совершенствования.
Таким образом, информационная образовательная потребность мотивирует обучаемого переходить с уровня на уровень для достижения самостоятельности и самоорганизации. Отсюда можно связать рассмотренные познавательные уровни с соответствующими мотивациями, каждая из которых побуждает к преодолению очередного уровня.
Библиографическая ссылка
Цветков В.Я. ФОРМИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОТРЕБНОСТИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 12. – С. 32-32;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24337 (дата обращения: 21.11.2024).