Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ

Сокотун С.А. Подковкин В.Г.
Исследованы изменения биохимических показателей школьников в условиях их работы за компьютером. Дан сравнительный анализ изменений биохимических показателей у школьников, отличающихся эмоциональной устойчивостью в разные сезоны года. Получены результаты, свидетельствующие о неблагоприятном влиянии условий работы за компьютером на эмоционально неустойчивых школьников в весенний период.

  Введение

Организм человека, работающего за компьютером, вынужден сталкиваться с целым рядом неблагоприятных факторов. Результаты многих исследований показывают взаимосвязь между работой на компьютере и расстройствами зрения у детей. Беспокойство, рассеянность и усталость начинают проявляться уже спустя 13 минут работы за компьютером [8]. Работа за компьютером осуществляется в условиях не только нервно-психической и эмоциональной напряжённости, но и статической напряжённости, вызывающей утомление целого ряда мышц [6]. Одной из наиболее чувствительных к воздействию компьютера является эндокринная система организма [4]. Отсутствие ясных представлений о состоянии нервно-психической сферы ребёнка в критические возрастные периоды его развития, диктуют необходимость проведения клинико-лабораторного мониторинга за состоянием нейровегетативных и эндокринных функций [7]. В связи с этим, мы попытались изучить изменения некоторых биохимических показателей учащихся, отличающихся эмоциональной устойчивостью, при их работе за компьютером в течение учебного года.

1. Материалы и методы исследований

1.1. Объект исследования В эксперименте принимало участие 116 учеников 6-х, 8-х и 10-х классов школы №37 Железнодорожного района г. Самары, среди которых по данным тестирования было выявлено 51 эмоционально стабильных индивидов и 65 - эмоционально неустойчивых. Учащиеся в течение 40 мин выполняли работу с текстом на компьютере. Исследования проводились три раза: в феврале, мае и сентябре 2008 года, во время 3 урока с 10 00.

В качестве биологического материала использовали ротовую жидкость, которую собирали 2 раза: до начала урока и после него. Сбор биологического материала проводили в химически чистые пробирки по 3 мл. Перед забором испытуемый промывал рот кипячёной водой и просушивал салфеткой. Полученный материал хранился в морозильной камере при температуре -15 ºС.

1.2. Методы исследования Гистамин и серотонин определяли по методике Л.Я.Прошиной (1981) в нашей модификации (Подковкин В.Г., Панина М.И., Васильева Т.И., 2003) на приборе БИАН-130 флуориметрический [2].

Определение 11-оксикортикостероидов (11-ОКС) проводили по методике Ю.А.Панкова, И.Я. Усватовой в модификации В.Г. Подковкина и соавт. [2], используя прибор БИАН-130 флуориметрический.

Для определения психологических особенностей школьников проводили тестирование по Айзенку, где исследовался невротицизм. В шкалу невротицизма включены различные характеристики эмоциональной сферы человека: эмоциональная лабильность, эмоциональная чувствительность и тревожность [11].

Статистическую обработку полученных данных проводили стандартным способом с помощью критерия Стьюдента. Статистически значимыми считали различия с уровнем значимости Р < 0,05 [12].

2. Результаты исследования и их обсуждение

2.1. Результаты исследования Выявлено достоверное увеличение концентрации 11-ОКС в ротовой жидкости у эмоционально неустойчивых школьников 6-х, 8-х и 10-х классов весной после работы за компьютером на 32%, 34% и 24% соответственно, в то время как у эмоционально стабильных школьников подобного увеличения не наблюдалось (табл. 1, 2).

Таблица 1. Изменение биохимических показателей у эмоционально стабильных школьников в различные сезоны года

  Эмоционально стабильные
6-е классы 8-е классы 10-е классы
До урока После урока До урока После урока До урока После урока

Весна

11-ОКС, мкг/мл

0,269± 0,0343

0,281± 0,0293

0,301± 0,02634

0,269± 0,0233

0,364± 0,04134

0,303± 0,045

Гистамин, мкг/мл

0,393± 0,0543

0,404± 0,0413

0,308± 0,0293

0,301± 0,0343

0,312± 0,0403

0,331± 0,0463

Серотонин, мкг/мл

0,106± 0,0143

0,122± 0,0073

0,218± 0,031

0,194± 0,050

0,359± 0,021

0,302± 0,037

Осень

11-ОКС, мкг/мл

0,091± 0,0123**

0,123± 0,0473

0,180± 0,0213

0,183± 0,0193

0,177± 0,0233

0,218± 0,023

Гистамин, мкг/мл

0,116± 0,0183

0,195 ±0,0573

0,133± 0,0293

0,155± 0,0543

0,124± 0,01635

0,161± 0,0813

Серотонин, мкг/мл

0,347± 0,0463

0,363± 0,0493

0,228± 0,021

0,170 ± 0,034

0,302± 0,065

0,241± 0,035

Зима

11-ОКС, мкг/мл

 

 

0,146± 0,0174

0,218± 0,044

0,206± 0,0284

0,249± 0,019

Гистамин, мкг/мл

 

 

0,198± 0,049

0,238± 0,043

0,231± 0,0225

0,253± 0,067

Серотонин, мкг/мл

 

 

0,293± 0,045

0,171± 0,038*

0,316± 0,036

0,201± 0,041*

Примечание: * - результаты до и после урока статистически достоверны (Р<0,05); **- различия между эмоционально стабильными и неустойчивыми статистически достоверны (Р<0,05); 3- различия результатов осенью и весной статистически достоверны; 4 - различия результатов весной и зимой статистически достоверны (Р<0,05); 5 - различия результатов зимой и осенью статистически достоверны (Р<0,05).


Таблица 2. Изменение биохимических показателей у эмоционально неустойчивых школьников в различные сезоны года

  Эмоционально неустойчивые
6-е классы 8-е классы 10-е классы
До урока После урока До урока После урока До урока

После урока

Весна

11-ОКС, мкг/мл

0,246± 0,024

0,359± 0,0403*

0,249± 0,0193

0,374± 0,0563*

0,298± 0,034

0,391± 0,03134*

Гистамин, мкг/мл

0,389± 0,0513

0,409± 0,0313

0,320± 0,03034

0,305± 0,03134

0,342± 0,0433

0,320± 0,0423

Серотонин, мкг/мл

0,098± 0,0143

0,171± 0,0323*

0,164± 0,017

0,240± 0,027*

0,279± 0,054

0,334± 0,032

Осень

11-ОКС, мкг/мл

0,142± 0,0163**

0,169± 0,0463

0,150± 0,0183

0,220± 0,0283

0,257± 0,031**

0,252± 0,0333

Гистамин, мкг/мл

0,135± 0,0433

0,223± 0,0393

0,136± 0,0213

0,166± 0,0293

0,104± 0,0173

0,144± 0,02635

Серотонин, мкг/мл

0,303± 0,0323

0,414± 0,0443*

0,176±0,021

0,242± 0,018*

0,266± 0,051

0,274± 0,043

Зима

11-ОКС, мкг/мл

 

 

0,236±0,041**

0,294± 0,046

0,279± 0,021**

0,271± 0,0294

Гистамин, мкг/мл

 

 

0,196± 0,0314

0,232± 0,0324

0,220± 0,075

0,235± 0,0325

Серотонин, мкг/мл

 

 

0,250± 0,042

0,241± 0,021

0,289± 0,061

0,231± 0,056

Примечание: * - результаты до и после урока статистически достоверны (Р<0,05); **- различия между эмоционально стабильными и неустойчивыми статистически достоверны (Р<0,05); 3- различия результатов осенью и весной статистически достоверны; 4 - различия результатов весной и зимой статистически достоверны (Р<0,05); 5 - различия результатов зимой и осенью статистически достоверны (Р<0,05).

Осенью и зимой у всех испытуемых значительного изменения концентрации 11-ОКС не наблюдалось. Однако исходная концентрация гормона осенью у эмоционально неустойчивых шестиклассников и десятиклассников оказалась достоверно выше на 36% и 31% по сравнению с эмоционально стабильными одноклассниками. По данным из литературных источников известно, что 11-ОКС играют существенную роль в адаптационных реакциях организма. Повышение уровня 11-ОКС в крови при адаптации организма к изменяющимся условиям среды отмечено рядом исследований [3]. Биохимические исследования подтверждают, что у эмоционально неустойчивых школьников уровень 11-ОКС достоверно выше, в сравнении с эмоционально стабильными [1]. Весной у эмоционально стабильных учеников 6-х, 8-х и 10-х классов начальная концентрация (до работы за компьютером) 11-ОКС была выше осенней концентрации в 2.9, 1.7 и 2 раза соответственно (табл. 1). Аналогично у эмоционально неустойчивых учащихся 6-х и 8-х классов начальная концентрация гормона весной была выше чем осенью в 1.7 и 1.6 раза соответственно (табл. 2). Достоверных изменений концентрации гистамина у всех испытуемых после работы за компьютером, не наблюдалось ни осенью, ни весной, ни зимой. Однако необходимо отметить более высокий уровень гормона у испытуемых весной. Так у эмоционально неустойчивых учащихся 6-х и 8-х, и 10-х классов начальная и конечная (после работы за компьютером) концентрации гистамина были выше чем осенью на 65%, 46% и 58%, 46% и 70%, 55% соответственно (табл. 2). Аналогично у эмоционально стабильных учеников 6-х и 8-х и 10-х классов весной начальная и конечная концентрации гистамина оказались выше чем осенью на 71%, 52% и 57%, 49% и 60%, 51% соответственно (табл. 1). Из литературы известно, что уровни 11-ОКС и гистамина в организме находятся в прямой зависимости друг от друга и сезонный ритм глюкокортикоидов находится в сопряжённом отношении с сезонным биоритмом содержания гистамина [5], что подтверждается и нашим исследованием.

У эмоционально неустойчивых шестиклассников и восьмиклассников обнаружено увеличение концентрации серотонина в ротовой жидкости после работы за компьютером на 27% осенью, 43% и 32% соответственно весной (табл. 2). У эмоционально стабильных школьников подобных изменений не происходило. Из литературных источников известно, что у эмоционально неустойчивых школьников при любых эмоциональных нагрузках увеличивается содержание серотонина в крови и, соответственно в ротовой жидкости [10]. Зимой у эмоционально стабильных восьмиклассников и десятиклассников после работы за компьютером происходило снижение уровня серотонина на 42% и 36% соответственно (табл. 1). Такое снижение уровня серотонина может свидетельствовать о развитии утомления организма к концу третьей четверти учебного года [10].

2.2. Обсуждение результатов Таким образом, подводя итоги нашего исследования, можно сказать, что повышение уровня 11-ОКС и серотонина у эмоционально неустойчивых школьников младших классов после работы за компьютером в весенний период, свидетельствуют об активации у них гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и эмоциональном напряжении учащихся, возможно связанном с предстоящими итоговыми экзаменами. Более высокий начальный уровень 11-ОКС, отмечающийся осенью и зимой у эмоционально неустойчивых школьников по сравнению с уровнем гормонов у эмоционально стабильных детей свидетельствует о повышенной активности у них гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Александровский Ю.А., Поюровский Г.Г. Неврозы и перекисное окисление липидов. - М.: Наука, 1991. - 322 с.
  2. Биологические и иммунологические методы оценки регулирующих систем организма. - Куйбышев: Изд-во СамГУ, 1999. - 246 с.
  3. Виру А.А. Гормональные механизмы адаптации и тренировки. - Ленинград: Наука, Медицинское отделение, 1981. - 156 с.
  4. Воронцов М.П., Михеев В.В. Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы девушек-подростков, обучающихся в техническом училище // Гигиена и санитария. - 1980. - №2. - С.33.
  5. Голиков А.П., Голиков П.П. Сезонные биоритмы в физиологии и патологии. - М.: Медицина, 1973. - 294 с.
  6. Демирчоглян Г.Г. Компьютер и здоровье. - М.: Советский спорт, 1995. - 261с.
  7. Денисов Л. А. Оpганизация социально-гигиенического монитоpинга в Зеленогpаде // Гигиена и санитария. - 2000. №4. С. 47.
  8. Джерелей Б.Н., Джерелей О.Б. Глаза и компьютер. Как сохранить зрение. - М.: Сталкер, 2006. - 190 с.
  9. Макаренко Н. В. Психофизические функции человека и операторский труд. - Киев: Наукова думка, 1991. - 216 с.
  10. Науменко Е.В., Попова Н.К. Серотонин и мелатонин в регуляции эндокринной системы. - Новосибирск: Наука, 1975. - 218 с.
  11. Русалов В.М. Модифицированный личностный опросник Айзенка. - М.: Наука, 1992. - 20с.
  12. Фролов Ю.П. Математические методы в биологии: ЭВМ и программирование. - Самара: Изд-во СамГУ, 1997. - 265 с.

Библиографическая ссылка

Сокотун С.А., Подковкин В.Г. ИЗМЕНЕНИЯ БИОХИМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ У ШКОЛЬНИКОВ С РАЗЛИЧНОЙ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ В ПЕРИОД ИХ РАБОТЫ ЗА КОМПЬЮТЕРОМ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 12. – С. 22-26;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24333 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674