Практический опыт свидетельствует о том, что начинающие рабочие адаптируются в производственном коллективе достаточно быстро, где к ним внимание, забота, помощь, организовано наставничество, пропагандируется здоровый образ жизни, предоставлены условия и возможности для профессионального роста и самоопределения. Поэтому работа в этом направлении должна проводиться активно на этапе обучения в УНПО, используя различные методы и подходы. Она является многоплановой, охватывает многие аспекты образовательной и воспитательной деятельности.
Как нами выявлено, выпускник УНПО достигает рабочей и социальной зрелости, преодолев несколько этапов профессиональной адаптации. На первом этапе молодой рабочий овладевает новой для него профессией. Он должен овладеть способами и методами профессиональной деятельности. На втором этапе освоить систему норм и правил, существующих в его профессиональной среде, систему ценностей относительно работы и персонала. Подавляющее большинство молодых рабочих считают период социальной адаптации завершенным уже к концу первого года, а профессиональной - к концу второго года. А эксперты значительно удлиняют процесс профессиональной адаптации и считают, что она осуществляется на протяжении 3 - 4 лет. Это еще раз доказывает актуальность рассмотрения проблемы адаптации молодых рабочих в целом, ее структуры и факторов, которые влияют на этот процесс.
В психолого-педагогических исследованиях не существует единого мнения относительно структуры процесса профессиональной адаптации рабочего. Ряд исследователей считают, что этот процесс начинается непосредственно на предприятии, с началом самостоятельной трудовой деятельности по избранной специальности. А, мы считаем, что данный процесс уже начинается в профессиональном училище. В частности, ученые А.Д Сазонов и А.П. Сейтешев считают, что процесс адаптации делится на два периода: допроизводственный и производственный. Мы разделяем это мнение. Допроизводственный период адаптации является органической частью профессионального обучения в УНПО, и определяет начальное звено в профессиональном становлении молодого рабочего и его адаптации к труду рабочего по избранной специальности.
Производственный период означает самостоятельная работа на производстве по рабочей специальности. На этапе профессионального обучения закладывается фундамент профессионального становления, формируются профессиональные знания, умения, навыки и качества. Время адаптации рабочего по своей профессии на предприятии зависит от уровня подготовки, адекватного выбора приобретенной рабочей специальности, личностных качеств, от устойчивости профессиональной ориентации, социальной активности, социально-психологического климата в трудовых коллективах и имеющихся условий для профессионального роста.
Как показывает реальная действительность, у некоторых выпускников УНПО адаптивные возможности оценивается невысоко. Это, прежде всего, связано с несоответствием личных качеств профессиональным требованиям данной рабочей специальности, а также неадекватным выбором своей рабочей профессии. Поэтому у них мучительно и долго протекает процесс профессиональной адаптации.
На характер, темпы, результаты адаптации молодого рабочего влияют различные факторы.
В научной литературе факторами адаптации считают те условия и обстоятельства, которые более всего влияют на характер, темпы, результаты в конкретных условиях производства. Выделяются две группы факторов, влияющих на успешность хода адаптационных процессов: субъективные и факторы среды. К субъективным факторам относятся пол, физиологические и психологические характеристики личности, а к факторам среды - условия труда, режим и характер деятельности, особенности социальной среды.
Наши исследования показывают, что быстрее всего адаптируются выпускники УНПО в возрасте до 20 лет, ибо в этом возрасте интерес к учебе и к приобретению профессии чрезвычайно высок.
Чем выше общий уровень ценностных ориентаций, мотивов деятельности выпускников, тем успешней их адаптация к рабочей профессии, быстрее преодолеваются трудности начального этапа овладения рабочей профессии, вхождения в производственный коллектив.
Библиографическая ссылка
Ильмушкин Г.М, Захарова Т.Г СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ВЫПУСКНИКОВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 67-68;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24289 (дата обращения: 21.11.2024).