Учитывая возрастные особенности развития мышления ребенка, в зависимости от особенностей задачи, которая должна быть решена, ее сложности, связи с прошлым опытом ребенка, она может решаться наглядно-действенным или наглядно-образным путем. Если в начале дошкольного периода преобладает наглядно-действенное мышление, то к концу дошкольного возраста у детей развивается умение решать довольно сложные задачи, осуществляется содержательный анализ. Поэтому, кажется, что наилучшим возрастным периодом в котором наиболее благоприятно начинать формировать у ребенка желание, пока неосознанное, быть здоровым, т.е. формировать потребность к здоровому образу жизни является дошкольный период (от 4 до 6-7 лет). Период, в процессе которого происходит совершенствование двигательных умений, резко возрастает роль второй сигнальной системы. Возникает понимание своего собственного «Я». Ребенок понимает смысл речи взрослого о событиях и явлениях, которых не было в его непосредственном опыте. Это не только период вопросов «Почему?», но и открытое восприятие ответов на поставленные вопросы. Широко развита игровая деятельность. Ребенок охотно играет со взрослыми и сверстниками, исполняя определенную роль (мама, папа, продавец, доктор, артист и т.п.). Грамотное, постоянно и постепенно усложняющееся общение с ребенком может существенно повлиять на формирование личности ребенка как достойного гражданина своей страны.
Цель работы: Мы задались целью разработать методику профилактики курения у детей дошкольного возраста, которой могли бы воспользоваться воспитатели, методисты дошкольных образовательных учреждений и преподаватели начальных классов во время коллективных занятий, а также родители в домашней обстановке.
Учитывая все вышесказанное, мы решили разработать и применить методику профилактической работы, направленной на выработку устойчивого негативного отношения к табакокурению среди детей дошкольного возраста. В процессе разработки методики мы принимали во внимание возрастные особенности дошкольников и решили материал по профилактике преподносить в игровой форме или в форме беседы-представления с обязательным вовлечением детей «внутрь» проблемы и с последующим предложением высказать свои мысли по поводу всего услышанного. Таким образом, проблема курения пройдет через детское сознание в наглядной форме, а предложение еще и поучаствовать в этом представлении поможет понять, что курить - это не только плохо, но и вредно.
Для решения поставленной цели мы выбрали метод проекта. В проекте могут принимать участие дети в возрасте от 4 до 6-7 лет, воспитатель и помощник воспитателя. Проект преподносится детям в форме игры или беседы-игры, где за основу берется произведение С.В. Михалкова «Как медведь трубку нашел». К стихотворному тексту этого произведения добавляются стихи М.В. Никульниковой (сотрудника кафедры) и моменты игрового общения с маленькими зрителями. Учитывая поставленные в проекте цели, было изменено окончание сказки.
Методы: Основное произведение «Как медведь трубку нашел» представлено небольшой сказкой в лицах, где рассказывается о том, как Медведь нашел в лесу курительную трубку, табак и самодельную зажигалку, которые были потеряны Лесником. Все действие происходит в лесу с участием нескольких зверей (Лиса, Волк, Дятел, Медведь).
В начале представления Рассказчик (роль которого может исполнять либо воспитатель, либо любой взрослый) начинает разговор с детьми с целью выяснить у них, что им известно о курении. Выяснив это, Рассказчик переходит непосредственно к повествованию сказки, во время представления которой непрерывно общается со зрителями, задавая им вопросы и выслушивая ответы на них, таким образом, включая детей непосредственно внутрь происходящего действия. В конце сказки Медведь, как главное действующее лицо, напрямую обращается к детям с наставлением о вреде курения.
Результаты: Нами была проведена апробация проекта в нескольких группах дошкольных учреждений города Смоленска. Группы детей были представлены возрастами: 3-4 года, 4-5 и 5-6 лет. Во всех группах само представление сказки воспринималось на хорошем эмоциональном уровне, диалог со зрителями сохранялся на протяжении всего действия во всех возрастных категориях детей. В группах 3-4 летних детей сказка воспринималась хорошо, но только как сказка. На общение дети шли труднее и свое отношение не могли высказать, хотя согласились, что курить плохо, потому что главному персонажу стало плохо. Хотелось бы отметить, что в группах 4-5-6 летних детей общение было очень активным: детям хотелось поделиться своими знаниями и наблюдениями по поводу курения. Дети охотно вспоминали: кто из них находил и подбирал окурки, у кого дома соседские дети пробовали курить тайком от взрослых, у кого старшие брат или сестра потихоньку курят, да еще сигареты тащат у родителей, да и родители «дымят как драконы». Во время просмотра сказки, где немаловажную роль играет создание видимого контраста между образом больного и здорового главного героя, после анализа увиденного и услышанного, все дети согласились, что курение сильно вредит здоровью и лучше вовсе не начинать курить.
Таким образом, нам удалось ответить на поставленный вопрос о возрасте начала профилактической работы с детьми: по нашему мнению 5-6 летний возраст наиболее оптимальный для начала формирования мотивации здорового образа жизни. Этот возраст наиболее благоприятен и в том отношении, что детские дошкольные учреждения еще относительно «закрыты» для негативного влияния общества и восприятие мира формируется только родителями и воспитателями, а, следовательно, вероятность вырастить здорового человека и достойного гражданина, достаточно велика.
Библиографическая ссылка
Судиловская Н.Н., Никульникова М.В. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 59-61;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24281 (дата обращения: 21.11.2024).