Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Судиловская Н.Н. Никульникова М.В.
Как известно, курение - одна из широко распространенных вредных привычек нашего времени. Трудно найти вещество столь популярное в мире как табак. Приобщение к курению детей разного возраста является следствием недостаточного воспитания и влиянием окружающих их взрослых людей. Многие родители и воспитатели детских садов сталкиваются с проблемой курения в такой форме: некоторые дети на прогулке находят окурки и, подражая взрослым, зачастую родителям, берут их в рот, имитируя процесс курения. Дети, которые и не думали в этот момент о курении, подражая товарищам, тоже начинают проявлять интерес к поиску окурков на земле. Именно в эти моменты очень важна роль педагога, воспитателя, тех людей, кто оказался рядом. Очень важно рассказать детям не только о том, что поднимать с земли и брать в рот ничего нельзя, так как можно заболеть, но и о вреде такой привычки как курение. Некоторые дети дома, даже при наличии рядом взрослого, берут в рот спички и «как папа или мама» изображают курение. Все окрики или вырывание изо рта окурков, спичек или вещей, имитирующих сигарету, ни к чему не приведут, кроме как к выработке стойкого желания сделать все наоборот. По мнению социологов, причиной курения среди детей 8-9 лет является: влияние товарищей - в 26,8% случаев, любопытство - в 23,2%, баловство - в 17,8%, подражание взрослым - в 16,7% случаев, т.е. больше половины детей 8-9 лет - 57,7% детей начали курить просто из любопытства, не имея к этому возрасту достаточно убедительной информации о негативном воздействии табака. Часто дети и подростки, чтобы не показаться слабыми, скрывают от товарищей те неприятные ощущения, которые вызывают у них первые выкуренные сигареты. Постепенно вырабатывается привычка, от которой очень трудно избавиться. К сожалению, уже в подростковом возрасте беседы родителей, учителей и врачей о вреде курения, по мнению специалистов, не так эффективны. В связи с этим возникает вопрос - в каком возрасте надо начинать профилактику курения?

Учитывая возрастные особенности развития мышления ребенка, в зависимости от особенностей задачи, которая должна быть решена, ее сложности, связи с прошлым опытом ребенка, она может решаться наглядно-действенным или наглядно-образным путем. Если в начале дошкольного периода преобладает наглядно-действенное мышление, то к концу дошкольного возраста у детей развивается умение решать довольно сложные задачи, осуществляется содержательный анализ. Поэтому, кажется, что наилучшим возрастным периодом в котором наиболее благоприятно начинать формировать у ребенка желание, пока неосознанное, быть здоровым, т.е. формировать потребность к здоровому образу жизни является дошкольный период (от 4 до 6-7 лет). Период, в процессе которого происходит совершенствование двигательных умений, резко возрастает роль второй сигнальной системы. Возникает понимание своего собственного «Я». Ребенок понимает смысл речи взрослого о событиях и явлениях, которых не было в его непосредственном опыте. Это не только период вопросов «Почему?», но и открытое восприятие ответов на поставленные вопросы. Широко развита игровая деятельность. Ребенок охотно играет со взрослыми и сверстниками, исполняя определенную роль (мама, папа, продавец, доктор, артист и т.п.). Грамотное, постоянно и постепенно усложняющееся общение с ребенком может существенно повлиять на формирование личности ребенка как достойного гражданина своей страны.

Цель работы: Мы задались целью разработать методику профилактики курения у детей дошкольного возраста, которой могли бы воспользоваться воспитатели, методисты дошкольных образовательных учреждений и преподаватели начальных классов во время коллективных занятий, а также родители в домашней обстановке.

Учитывая все вышесказанное, мы решили разработать и применить методику профилактической работы, направленной на выработку устойчивого негативного отношения к табакокурению среди детей дошкольного возраста. В процессе разработки методики мы принимали во внимание возрастные особенности дошкольников и решили материал по профилактике преподносить в игровой форме или в форме беседы-представления с обязательным вовлечением детей «внутрь» проблемы и с последующим предложением высказать свои мысли по поводу всего услышанного. Таким образом, проблема курения пройдет через детское сознание в наглядной форме, а предложение еще и поучаствовать в этом представлении поможет понять, что курить - это не только плохо, но и вредно.

Для решения поставленной цели мы выбрали метод проекта. В проекте могут принимать участие дети в возрасте от 4 до 6-7 лет, воспитатель и помощник воспитателя. Проект преподносится детям в форме игры или беседы-игры, где за основу берется произведение С.В. Михалкова «Как медведь трубку нашел». К стихотворному тексту этого произведения добавляются стихи М.В. Никульниковой (сотрудника кафедры) и моменты игрового общения с маленькими зрителями. Учитывая поставленные в проекте цели, было изменено окончание сказки.

Методы: Основное произведение «Как медведь трубку нашел» представлено небольшой сказкой в лицах, где рассказывается о том, как Медведь нашел в лесу курительную трубку, табак и самодельную зажигалку, которые были потеряны Лесником. Все действие происходит в лесу с участием нескольких зверей (Лиса, Волк, Дятел, Медведь).

В начале представления Рассказчик (роль которого может исполнять либо воспитатель, либо любой взрослый) начинает разговор с детьми с целью выяснить у них, что им известно о курении. Выяснив это, Рассказчик переходит непосредственно к повествованию сказки, во время представления которой непрерывно общается со зрителями, задавая им вопросы и выслушивая ответы на них, таким образом, включая детей непосредственно внутрь происходящего действия. В конце сказки Медведь, как главное действующее лицо, напрямую обращается к детям с наставлением о вреде курения.

Результаты: Нами была проведена апробация проекта в нескольких группах дошкольных учреждений города Смоленска. Группы детей были представлены возрастами: 3-4 года, 4-5 и 5-6 лет. Во всех группах само представление сказки воспринималось на хорошем эмоциональном уровне, диалог со зрителями сохранялся на протяжении всего действия во всех возрастных категориях детей. В группах 3-4 летних детей сказка воспринималась хорошо, но только как сказка. На общение дети шли труднее и свое отношение не могли высказать, хотя согласились, что курить плохо, потому что главному персонажу стало плохо. Хотелось бы отметить, что в группах 4-5-6 летних детей общение было очень активным: детям хотелось поделиться своими знаниями и наблюдениями по поводу курения. Дети охотно вспоминали: кто из них находил и подбирал окурки, у кого дома соседские дети пробовали курить тайком от взрослых, у кого старшие брат или сестра потихоньку курят, да еще сигареты тащат у родителей, да и родители «дымят как драконы». Во время просмотра сказки, где немаловажную роль играет создание видимого контраста между образом больного и здорового главного героя, после анализа увиденного и услышанного, все дети согласились, что курение сильно вредит здоровью и лучше вовсе не начинать курить.

Таким образом, нам удалось ответить на поставленный вопрос о возрасте начала профилактической работы с детьми: по нашему мнению 5-6 летний возраст наиболее оптимальный для начала формирования мотивации здорового образа жизни. Этот возраст наиболее благоприятен и в том отношении, что детские дошкольные учреждения еще относительно «закрыты» для негативного влияния общества и восприятие мира формируется только родителями и воспитателями, а, следовательно, вероятность вырастить здорового человека и достойного гражданина, достаточно велика.


Библиографическая ссылка

Судиловская Н.Н., Никульникова М.В. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ МЕТОДИКИ ПРОФИЛАКТИКИ ТАБАКОКУРЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 59-61;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24281 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674