Другие в системе непрерывного образования выделяют интеграцию учебных заведений, связанную с тем, что система профессионального образования вступила в противоречия с происходящими изменениями социальных, экономических, образовательных ориентиров современного общества. Изменения в производственной деятельности (интеграция труда, совмещение профессий, специальностей, появление профессий широкого профиля, новые орудия труда, новые технологии, использование компьютерной техники и т.д.) определяют необходимость реформирования профессионального образования в новых социально-экономических условиях.
Современные общественно-политические, социально-экономические изменения обуславливают необходимость подготовки нового поколения специалистов. И перед профессиональными образовательными учреждениями сегодня стоят задачи модернизации их деятельности:
- Овладение обучающимися профессиональной деятельностью, получение квалификации в соответствии с их интересами и способностями.
- Подготовка квалифицированных рабочих и компетентных специалистов, обладающих широким политехническим и экономическим кругозором и профессиональной мобильностью.
- Воспитание социально активных, творческих членов общества, овладевших системой общечеловеческих ценностей и идеалов, способных к преобразованию производственных и общественных отношений, обладающих чувством ответственности за результаты своего труда, за охрану природы, за судьбы страны и мира.
Одним из оптимальных путей решения этих задач является интеграция профессиональных образовательных учреждений. Интеграция представляет собой процесс упорядочения, согласования и объединения отдельных образовательных структур и функций образовательной системы в целостный организм. Обобщение эмпирического опыта показывает, что получила распространение горизонтальная интеграция: интеграция однотипных учебных заведений начального профессионального образования на базе диверсификации профилей подготовки квалифицированных рабочих.
Так, в Якутском техническом лицее, по модели специалиста высшего уровня рабочей квалификации широкого профиля, осуществляется подготовка рабочих кадров начального, среднего и повышенного профессионального образования. Система направлена на создание прочного фундамента общеобразовательной программы, раскрытие и развитие творческого потенциала личности, ее профессиональное становление и адаптацию в постоянно изменяющихся жизненных условиях. Обучение в лицее осуществляется по ступеням, каждая из которых завершается промежуточной аттестацией и выдачей сертификата. Учащийся может завершить обучение на любой ступени и заняться трудовой деятельностью.
Вертикальная интеграция представлена многоуровневой, многоступенчатой подготовкой специалистов, обучение которых осуществляется по параметрам горизонтальной интеграции. Примером служит Санкт-Петербургский индустриально-педагогический колледж, где введена двухуровневая подготовка учащихся. На первом уровне студенты учатся два года по адаптированным учебным планам ПТУ, получают диплом с квалификацией рабочего 2-3 разряда и средним общим образованием. На втором уровне в течение трех лет студент, обучаясь по вузовской программе, получает квалификацию младшего инженера-мастера производственного обучения, что дает ему возможность поступить на 3-й курс педагогического или инженерно-педагогического института. Как видно, в профессиональном образовании интеграция превратилась в закономерность его развития.
В Республике Саха (Якутия) творчески работающим профессионалом-педагогом Н.Г. Худолием была разработана и внедрена модель интегрированного профессионального технического образовательного учреждения. Суть модели исходила из утверждения автора, что оптимизация непрерывного профессионального образования достигается при многоуровневой вертикальной интеграции начального, среднего и высшего профессиональных учебных заведений на основе их объединения в новое образование с новым качеством, с выделением вуза как базового ядра интегрируемой группы образовательных учреждений. И был создан Якутский государственный инженерно-технический институт (ЯГИТИ) с реструктуризацией всего учебно-воспитательного процесса и процесса управления.
Во внедренной модели осуществляется интеграция уровней профессионального образования в одном образовательном учреждении - ЯГИТИ, который реализует три уровня профессионального образования - начальный, средний и высший. Подготовка специалистов проводится по двум схемам. В соответствии с первой в институте обучение ведется в группах начального, среднего и высшего профессионального образования. По второй схеме - на базе 9 классов основной школы осуществляется прием студентов на 7-летнее трехступенчатое интегрированное обучение, дающее возможность получить документ государственного образца о присвоении квалификаций рабочего, техника и инженера. Иначе, в интегрированном образовательном учреждении обеспечивается подготовка нового типа специалиста - практически ориентированного инженера, владеющего всеми деятельностными квалификациями своей профессиональной сферы.
Обобщая опыт работы ЯГИТИ - интегрированного профессионального технического учебного заведения, можно увидеть, как профессиональное образование, построенное на интегративных процессах, обеспечивает целостность как инновационного образовательного учреждения, так и личностно-профессионального становления индивида. Это видно из сравнительного анализа традиционной и интегрированной систем образования.
Традиционная система образования ориентирована на то, чтобы человек был готов к выполнению определенных функций в конкретных производственных и социальных условиях. Интегрированная непрерывная система образования нацелена на целостное развитие личности, на профессиональное совершенствование специалиста, повышающее возможности его производственной и социальной адаптации в динамически развивающемся обществе.
При традиционной системе образования содержание изучаемого материала представляет собой определенный объем информации, готовых знаний, операций, алгоритмов, которые должны быть прочно усвоены. Образование в интегрированной форме предполагает овладение практико-ориентированным знанием, практическое преломление теоретических знаний, основанное на творческом усвоении информации, на постоянном самостоятельном поиске новых знаний.
В традиционной системе учебный процесс построен на усвоении знаний по коллективно-индивидуальному принципу. В инновационной системе процесс обучения организуется на основе индивидуально-коллективного принципа, в соответствии с которым обучающийся усваивает программу по своей индивидуальной образовательной траектории в зависимости от своих возможностей, способностей и потребностей. В результате обеспечивается совершенствование индивидуальности каждого обучающегося в соответствии с требованием профессии.
При традиционной системе образовательный процесс строится по ступеням, уровням, между которыми нет полной преемственности. Интеграционные процессы реализуются через создание целостной системы непрерывного профессионального образования, объединив в единую систему всех ступеней и уровней профессиональных учебных заведений. Данная система реализуется через создание интегрированных учебных комплексов по подготовке специалистов разного уровня профессионального образования («начальное - среднее - высшее»).
Итак, на основе обобщенного практического опыта многоуровневого интегрированного профессионального учебного заведения в Республике Саха (Якутия) выяснили, что интеграционные процессы в образовательной деятельности инновационного профессионального образовательного учреждения обеспечивают:
- преемственную взаимосвязь, целостность различных элементов и ступеней профессионального образования, что дает каждому реальную возможность получить и постоянно совершенствовать общее и профессиональное образование, удовлетворять познавательные и духовные потребности;
- непрерывное развитие человека как личности, ориентированной на духовно-нравственные ценности, реализующие все потенциальные возможности и способности;
- целостность и целенаправленность, преемственность и поступательность, гибкость и динамичность образовательной деятельности, позволяющей развитию личности как свободного творца своей жизни;
- оптимальные условия для воспитания у обучающихся гибкого научно-технического мышления путем создания целостного образовательного пространства в учебном заведении;
- практикоориентированность фундаментальных знаний через интеграцию уровней и ступеней профессионального образования;
- модернизацию организационных форм и методов обучения на основе постоянно обновляющихся законов производства и педагогической науки;
- повышение деятельностного подхода, самостоятельности учащихся, студентов в определении уровня профессионального образования в соответствии со своими возможностями и своего места в жизни.
Библиографическая ссылка
Данилов Д.А. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МНОГОУРОВНЕВОГО ИНТЕГРИРОВАННОГО УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 54-55;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24276 (дата обращения: 03.12.2024).