Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МБФ РГМУ МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

Цыпленкова В.Г. Баранов П.Ю. Федосеев В.А. Писцова Т.В. Павлович Е.Р.
Исследовали роль использования клинических примеров при обучении цитологии, эмбриологии, гистологии и анатомии студентов 1-2 курсов медико-биологического факультета (МБФ) РГМУ. Отмечено, что примеры из диагностической и лечебной практики повышают интерес у студентов к изучению теоретических дисциплин, а также способствует росту успеваемости. Приводимые клинические примеры способствуют улучшению запоминания предмета благодаря включению ассоциативной памяти. Приводя эти примеры, необходимо подчеркивать возможную роль обучаемых студентов, а также приобретенных ими теоретических знаний, в будущей работе. Например, на практическом занятии по крови и рыхлой соединительной ткани, объясняя студентам гистологические препараты, можно подчеркнуть, что хорошее знание морфологии форменных элементов крови и клеток соединительной ткани, является важным в прижизненной морфологической диагностике. Эти знания позволяют улучшить диагностику миокардитов в эндомиокардиальных биоптатах, диагностику болезней легких и бронхов в исследованиях лавашной жидкости, а также выявлять клеточные аномалии в гематологической практике. Важно и понимание студентами популяционных особенностей различных тканей и их изменений в ходе эмбрионального развития и последующего созревания. Так смена миоцитами сердца растущего характера популяции в эмбриогенезе на другой тип роста в первые месяцы после рождения ребенка (Румянцев, 1982) ведет к кардинальному изменению типа регенерации миокарда. Ишемические и другие виды повреждений миокарда у детей и взрослых всегда дают рубец и ухудшают работу сердца, а у эмбрионов он не образуется из-за того, что миоциты успевают размножиться раньше клеток соединительной ткани (Drenckhahn, 2008). Отмечено, что такие клинические примеры побуждают студентов к тщательному изучению гистологических препаратов и хорошему их запоминанию. На занятиях по анатомии человека, останавливаясь на опыте хирургов, рентгенологов, врачей ультразвуковой диагностики, необходимо отметить примеры анатомических ошибок, приводящих к серьезным последствиям для пациентов. Можно рекомендовать студентам ознакомиться с книгой акад. ВВ. Куприянова и проф. Н.В. Воскресенского «Анатомические варианты и ошибки в практике врача». Необходимо внедрять в сознание студентов практику использования современных компьютерных технологий для улучшения различных видов изображения при освоении ими анатомии человека с использованием традиционных рентгенологических снимков и количественных методов оценки тканевого и клеточного состава органов при изучении биопсийного материала внутренностных мышц в кардиологической и акушерской практике (Братчикова, с соавт., 2003; Павлович, 2006, 2007). Также необходимо формировать у студентов представление об организации клапанных и сфинктерных аппаратов в сердечно-сосудистой и мочеполовой системах организма, а также в желудочно-кишечном тракте человека (Павлович, 2008 а-в). Для представления трехмерного распределения сосудов и нервов в органах преподаватель дополнительно демонстрирует студентам сканограммы из атласа по сканирующей электронной микроскопии клеток, тканей и органов, что дает наглядную, по сравнению со срезами, объемную картину взаиморасположения разных морфологических образований. Использование современных информационных методов позволяет сделать учебный процесс более наглядным и стимулировать студентов к рациональному использованию учебного времени, а также времени самостоятельной внеаудиторной подготовки к занятиям по морфологии человека (Писцова, с соавт, 2007). Опыт преподавания морфологических дисциплин с клиническими примерами на МБФ РГМУ показал повышение уровня знаний студентов, расширение их кругозора, рост их заинтересованности в занятиях в научных кружках и более ранний выбор ими будущей специальности.

Библиографическая ссылка

Цыпленкова В.Г., Баранов П.Ю., Федосеев В.А., Писцова Т.В., Павлович Е.Р. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЛИНИЧЕСКИХ ПРИМЕРОВ В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ КУРСОВ МБФ РГМУ МОРФОЛОГИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 51-51;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24273 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674