В XX веке слово «информация» стало термином во множестве научных областей, получив особые для них определения и толкования. Д. Белл, родоначальник концепции постиндустриального общества, под информацией подразумевал хранение, поиск и обработку данных как основу всех видов обмена, осуществляемых в экономике и в обществе.
Новейший философский словарь объясняет информацию как одно из наиболее общих понятий науки, обозначающее некоторые сведения, совокупность каких-либо данных, знаний и т.п.
Суть информационного общества (Ю.Хаяши, Д.Белл и О.Тоффлер, Й.Масуда, У. Мартин, А. Турен, М. Маклюэн) заключается в том, что человеческая цивилизация после аграрной и индустриальной стадии развития вступает в новую - информационную, где информация считается наиболее ценным ресурсом, а ее доступность является наиболее важной в данной идеологии.
Несколько позже современное общество определили «обществом знания» (П.Дракер, Р. Хатчинс, Т. Хусен), в котором важнее всего «научиться учиться», а новые информационные технологии должны способствовать «постоянному обновлению личной и профессиональной компетенции». Новые технологии повсеместно ускоряют создание и распространение знаний. Обучение становится ключевой ценностью обществ знания. ЮНЕСКО определяет знание как умение человека эффективно использовать информацию. Знание и есть особая, идеальная форма представления информации в человеческой деятельности. Важное значение в обществе знаний приобретает способность ориентироваться в потоке информации, когнитивные способности, критический ум, позволяющий отличать полезную информацию от бесполезной.
Несмотря на разницу в подходах, обе идеологии основаны на быстром развитии информационных и коммуникационных технологий и их возрастающем использовании во всех сферах экономической и общественной жизни.
В конце прошлого века группа экспертов Комиссии Европейских сообществ определила современное развитие цивилизации как информационное общество и одновременно как общество знания, в котором главным условием благополучия каждого человека и каждого государства становится знание, полученное благодаря беспрепятственному доступу к информации и умению работать с ней. Общество знания эволюционирует в общество мудрости, где с помощью научной обработки данных и информации, научной поддержки знания будут приниматься хорошо продуманные и обоснованные решения. Количество полезной информации в современном мире стремительно растет, человек все лучше умеет понимать и распоряжаться получаемой информацией, т.е. превращать информацию в знания.
Подводя итоги вышесказанному, отметим, что наиболее целесообразна конвергенция двух моделей настоящего и будущего цивилизации, тем более человечество не просто накапливает информацию или применяет знания, а совершает эти процессы одновременно. Поэтому правильнее вести речь не об «информационном обществе» - хотя этот термин стал уже почти общепринятым, - и не об «обществе знаний», а об «информационном обществе знаний».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Варакин Л. Е. Глобальное информационное общество: Критерии развития и социально-экономические аспекты. -М.: Междунар. акад. связи, 2001. - 43 с., ил.
- Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура: Пер. с англ. под науч. ред. О.И. Шкаратана. - М.: ГУ ВШЭ, 2000.
- Уваров А.Ю. О некоторых дискуссионных вопросах информатизации школы // Информатика и образование. - 2006. - №1 с. 77-88.
Библиографическая ссылка
Савченко И.В. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО ИЛИ ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ? // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 45-46;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24267 (дата обращения: 21.11.2024).