Различные аспекты пространств исследуются многими педагогами (К.В. Воронцова, М.Я. Виленский, В.И.Гинецинский, Н.Б.Крылова, Е.В.Мещеряков, А.П.Тряпицина, В.И.Слободчиков, Н.Б.Крылова и др.). Мы определяем образовательное пространство, как условия, связанные между собой определенным образом, которые оказывают влияние на образование человека. В образовательном пространстве фигурируют не столько значимые для студентов образовательные задачи, которые ставятся самим студентом, но и видение их со стороны организаторов педагогического процесса - преподавателей.
Наиболее общее представление о структуре пространства характеризует порядок взаимного расположения одновременно существующих объектов.
Формирование специалиста как целостной личности осуществляется под влиянием как педагогического процесса в образовательном пространстве, так и специфического образовательно-профессионального пространства, в котором он оказывается, обучаясь в вузе.
Образовательно-профессиональное пространство, на наш взгляд - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих реализацию образованной личности в профессии посредством самоактуализации, самосовершенствования, самодеятельности.
В исследованиях Э.Ф.Зеера представлены факторы (мы охарактеризовали их как психологические, социальные и профессиональные), объединение которых составляет профессионально-образовательное пространство. Автор объединяет их в три группы:
- изменения, связанные с возрастом человека (психологические);
- изменения, преобразующие ведущую деятельность субъекта (социальные);
- изменения, происходящие в ходе непрерывного профессионального образования личности (профессиональные).
Э.Ф. Зеер отмечает, что «эти три фактора аккумулируют и социально-экономические условия, и мир профессий, и собственную активность личности, и ее потребность в самоопределении и самоактуализации»[1:31]. Выделение вышеперечисленных факторов позволяет нам увидеть специфику образовательно-профессионального пространства:
- оно является результатом освоения субъекта профессиональной деятельности данного вида (это отличает его от среды, которая рассматривается как данность и отличает его от образовательного пространства, которое рассматривается как влияние взаимосвязанных условий);
- оно позволяет ставить и решать профессиональные задачи;
- моделирование образовательно-профессионального пространства возможно по требованию, необходимости и в результате профессиональной деятельности.
Образовательно-профессиональное пространство, по нашему мнению, должно включать следующие компоненты:
- образовательный компонент: технологии, методы, формы и средства обучения;
- исследовательский компонент: проблемно-поисковая и экспериментальная деятельность;
- финансово-экономический компонент: материальная база, использование внебюджетных средств;
- управленческий компонент: управление учреждением, наличие высококвалифицированного кадрового состава;
- практический компонент: наличие эффективных баз практик, пролонгированные практики;
- профессиональный компонент: взаимодействие с учреждениями и организациями, интеграция студентов в учреждения и обратный процесс - внедрение профессиональных кадров в учебный процесс (создание системы партнерского сотрудничества); проведение коллективных творческих дел, конференций, форумов по исследованию профессионально-педагогических проблем.
Таким образом, образовательно-профессиональное пространство рассматривается нами как элемент педагогической системы вуза, способствующий формированию и профессиональному становлению личности студентов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития: учеб. пособие для студ.высш. учеб. заведений [Текст]/ Э.Ф/ Зеер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 240 с.
Библиографическая ссылка
Жданко Т.А. ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 10. – С. 37-38;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24255 (дата обращения: 21.11.2024).