В работе описывается автоматизированная система формирования учебных планов и распределения учебной нагрузки преподавателей, позволяющая реализовать следующие функции:
- автоматизация составления учебных планов для профилирующих (выпускающих) кафедр в соответствии со стандартами по специальности;
- автоматизация распределения годовой учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава на основании сформированных учебных планов (для профилирующих кафедр) или на основании данных из учебных планов других специальностей (для обслуживающих кафедр);
- автоматизация формирования индивидуальных планов преподавателей;
- автоматизация формирования сведений, предоставляемых учебно-методическому отделу и диспетчеру факультета.
Cоставление учебного плана осуществляется на основании:
- образовательных стандартов, включающих следующие данные: список блоков и компонентов с указанием количества часов для каждого из них; список обязательных дисциплин с указанием принадлежности к блоку/компоненту и общего количества часов;
- ограничений, устанавливаемых ВУЗом: список факультативных дисциплин, устанавливаемых ВУЗом; количество семестров и их продолжительность в неделях; сведения о практиках (продолжительность, номер семестра) и государственных экзаменах; максимально допустимая доля аудиторных часов в общем количестве часов по дисциплине; максимально допустимая недельная нагрузка студентов (в часах); максимально допустимое количество экзаменов и зачетов, курсовых проектов и контрольных работ в семестре.
Исходными данными при распределении учебной нагрузки преподавателей являются:
- данные о закрепленных за кафедрой дисциплинах, а также группах, в которых эти дисциплины должны читаться (для профилирующих кафедр сведения о читаемых дисциплинах берутся из сформированных системой учебных планов, а для обслуживаемых кафедр вводятся вручную в соответствии с учебными планами специальностей других кафедр);
- данные о внеаудиторной нагрузке, не связанной с учебными дисциплинами (практики, ГАК, заведование кафедрой);
- нормативы для расчета различных видов внеаудиторной нагрузки;
- границы допустимого интервала изменения годовой учебной нагрузки (в часах) по должностям;
- список преподавателей кафедры с указанием должностей.
Программным обеспечением реализуются следующие этапы: формирование справочных данных, формирование учебного плана по специальности (для профилирующих кафедр), распределение учебной нагрузки преподавателей. При реализации этапа распределения учебной нагрузки предусмотрена возможность использования оптимизационного блока.
Автоматизированная система разработана на базе двухуровневой модели технологии клиент-сервер. В качестве сервера используется сервер баз данных MS SQL Server 2000. Клиентское программное обеспечение разработано в среде MS Visual Studio 2003.
На сервере расположена база данных, а также набор хранимых процедур и функций пользователя, реализующих бизнес-логику работы системы. Клиентское программное обеспечение выполняет функции по организации ввода, просмотра и редактирования данных из базы, предоставляет средства для формирования учебных планов и распределения учебной нагрузки преподавателей, подготавливает отчеты и печатает выходные документы.
В состав выходных документов включены следующие:
- учебный план по специальности (для профилирующих кафедр);
- детализированные и сводные данные по распределению учебной нагрузки;
- сведения, подаваемые диспетчеру факультета;
- сведения для индивидуальных планов преподавателей;
- сведения для итогового отчета кафедры о фактическом выполнении учебной нагрузки.
Разработанная автоматизированная система внедрена на кафедре информационных и вычислительных технологий Кыргызско-Российского Славянского университета (г.Бишкек) и может быть легко тиражируема для профилирующих, обслуживающих и смешанного типа кафедр.
Библиографическая ссылка
Гаврилец Е.З., Медведева О.А. АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ И РАСПРЕДЕЛЕНИЯ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ КАФЕДРЫ ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 2. – С. 40-41;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24218 (дата обращения: 21.11.2024).