На современном этапе развития общества вполне уверенно можно говорить о формировании единого образовательного и информационного пространства, предоставляющего возможность оперативного обмена инновациями в образовательном процессе и результатами научно-исследовательской деятельности. На сегодняшний день все более осознается необходимость формирования у людей нового целостного миропонимания и мироощущения, которые были бы адекватны последним достижениям фундаментальных наук. Такой человек вполне осознает целостность картины жизни, свое предназначение в ней, а также предполагает гармонизацию отношений в системах человек-человек, человек-природа, общество-природа. Это необходимый минимум, который позволяет ориентироваться во все более усложняющемся мире.
В современный лексикон прочно вошли понятия, характеризующие эпоху нового тысячелетия: информационная цивилизация, технотронное общество, глобальная компьютерная сеть. На сегодняшний день сама информация становится основным ресурсом в высшем образовании. Современное общество настолько сложно, объем информации настолько велик, что в процессе обучения студентов, начиная с первого курса, не обойтись без технических средств обучения, которые помогают ориентироваться в огромном море информации. В последнее время четко обозначается тенденция избытка информации. Одним из выходов в этой ситуации должна, по нашему мнению, стать задача создания системы профессиональной вузовской подготовки специалистов с использованием технических средств обучения, мультимедийных технологий.
Сформировавшееся единое информационное пространство можно рассматривать как величайшее открытие новейшего времени, соизмеримое с открытием и освоением новой среды обитания и деятельностной экспансии человеческой цивилизации. Фундаментальным следствием этого процесса является усложнение объективной реальности. Современная объективная реальность состоит из трех условно различаемых компонентов: классической реальности, с ее традиционной информационной инфраструктурой, виртуальной сетевой реальности и зоны взаимодействия первой и второй. Эта структура реальности кардинальным образом меняет весь мир человеческой цивилизации. Экспансия всех сфер и направлений деятельности в виртуальную среду: науки, образования, культуры, социально-культурной деятельности, межличностных коммуникаций, бизнес структур предъявляет новые требования к специалистам. Современный специалист, прежде всего, должен быть готовым к профессиональной деятельности во всех планах реальности.
Однако, как отмечалось выше, наблюдается устойчивая тенденция переизбытка информации. До определенного времени в отечественном образовании было принято считать, что студенту необходимо больше знаний, потому что знание это сила, так как позволяет распоряжаться своей жизнью. Но на современном этапе человеческой цивилизации произошло достаточно серьезное изменение: важным является не факт сбора как можно большего количества информации на определенную тему, а актуализируется проблема так называемого информационного отбора.
Системы образования в любой стране призваны способствовать реализации основных задач духовно-просветительского, социально-экономического и других аспектов развития общества. В этом плане Опыт международного сообщества по совершенствованию системы оуправления образованием является достаточно ценным. Одним из путей обеспечения требований реалий современности к качеству подготовки специалистов в высшем профессиональном образовании является создание и внедрение в работу систем управления качеством образования, соответствующим требованиям стандартов ИСО 9000.
Исходя из этого, задачей преподавателей высших учебных заведений становится разработка новых общемировоззренческих, философских концепций образования, на основе которых создается стратегия и тактика выбора образовательных приоритетов, осознание того факта, что высшее образование становится решающим фактором развития, трансформации и совершенствования российского общества.
Одной из важных целей образовательной деятельности, по нашему мнению, становится формирование нового образа мышления, новой системы ценностей за счет активного использования технических средств обучения, мультимедийных технологий в повседневной практике преподавания. Немногим более полувека тому назад использование технических средств обучения в преподавании было достаточно ограниченным. Сегодня ситуация кардинально изменилась, инновационные средства обучения широко применяются в высших учебных заведениях в образовательном процессе.
Инновационные средства обучения повышают интерес к изучению дисциплины. Новая методология в организации учебного процесса с применением технических средств обучения, изменение характера работы студента способствуют повышению интереса к образовательному процессу. На сегодняшний день методологической основой естественных, гуманитарных и философских наук становится концепция метаобразования, в которой демонстрируются принципы гуманитарного знания, необходимые для анализа цивилизационной жизни как смыслового целого.
Таким образом, инновационные средства обучения, компьютерные технологии повышают интерес к изучению дисциплины. Система высшего образования является мощным фактором социального прогресса, определяющим судьбу страны на большую перспективу. В период неконтролируемого развития техногенной цивилизации, девитализации человеческого существования, технизации человека в субстратном и функциональном аспектах роль высшего образования особенно актуализируется. Именно высшее профессиональное образование определяет качество того интеллектуального потенциала, который способен генерировать новые идеи для создания более совершенных систем управления и организации. Современный мир подходит к такому состоянию, когда дальнейшая судьба человеческой цивилизации будет определяться интеллектуально-образовательным потенциалом человека и общества. Одной из приоритетных ролей, остающихся за высшим профессиональным образованием, является сбережение, развитие, распространение знаний и социального опыта в различных формах путем научного исследования и интеллектуального творчества. Это касается естественных, гуманитарных и общественных наук и предусматривает учет потребностей общества, его социально-экономического и культурного развития в русле приоритетных мировых тенденций. В условиях глобализации качество социализации, адаптации человека к постоянно меняющейся социокультурной реальности не вполне учитывается в образовательной системе.
Работа представлена на научную международную конференцию «Высшее профессиональное образование. Современные аспекты международного сотрудничества», Израиль, 1-7 мая 2008 г. Поступила в редакцию 16.07.2008.
Библиографическая ссылка
Вергун Т.В. ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 8. – С. 99-100;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24170 (дата обращения: 21.11.2024).