Основным объектом исследований были условия труда, содержания и особенностей деятельности 416 специалистов Управлений Роспотребнадзора и ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» ряда территорий Южного федерального Округа; исследования проводились методом анонимного опроса по специально разработанной анкете.
Результаты анкетирования показали, что 346 специалистов разного уровня (83,2%) работали в Управлениях Роспотребнадзора (УР) и 70 специалистов (16,8%) - в основном врачи - работали в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» (ФГУЗ). Среди обследованных было 67 мужчин (16%) и 349 женщин (84%), причем в половом аспекте обследованные представители УР и ФГУЗ были распределены примерно одинаково (p>0,05). Из всех обследованных специалистов в учреждениях Роспотребнадзора 128 человек (30,8%) имели среднее специальное образование и 288 (69,2%) - высшее специальное (в основном медицинское) образование. Наиболее представительной группой из перечисленных лиц были женщины - специалисты с высшим образованием (233 человек), из которых 174 (74,7%) работали в Управлении Роспотребнадзора и 59 (25,3%) - в ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии».
Из результатов анкетирования следует, что при формальной продолжительности рабочего дня специалистов УР 8,0 часа его реальная продолжительность составляет в среднем 9,25 часа, т.е. «переработка» в среднем составляет 1,25 часа или 15,6%. Средняя продолжительность рабочего дня у специалистов ФГУЗ (и формальная - 7,2 часа, и реальная - 7,9 часа) достоверно меньше, чем у их коллег - специалистов из УР; «переработка» в среднем составляет 0,7 часа или 9,7%. Специалисты со средним специальным образованием имеют достоверно меньшую реальную продолжительность рабочего дня как в УР (8,7 часа), так и в ФГУЗ (7,6 часа; все p<0,05) по сравнению со специалистами с высшим образованием. Отметим, что среднее время «переработки» специалистов со средним специальным образованием составляет ежедневно в УР 0,7 часа (8,8%), в ФГУЗ около 0,4 часа (5,6%).
Результаты анкетирования свидетельствуют о том, что в среднем обследованные специалисты УР больше всего времени (25,9% -1-е место) в своей работе уделяют «государственному надзору и контролю за соблюдением санитарного законодательства и законодательства в сфере защиты прав потребителей», 13,5% времени (2-е место) отводится на «составление и оформление документации (по любым вопросам)», 9,2% времени (3-е место) - на «организацию проведения мероприятий по профилактике инфекционных, паразитарных и профессиональных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей», 5,8% (4-е место) - на «работу с обращениями граждан», 5,6% (5-е место) - на «ведение государственного учета и статистической отчетности».
Специалисты ФГУЗ, в отличие от их коллег из УР в ответах на вопросы анкеты отметили, что больше всего времени (33,3%) тратят на «проведение лабораторных и инструментальных исследований, измерений», 2-е место (18,8%) - так же, как и у специалистов УР - в структуре рабочего времени занимает «составление и оформление документации (по любым вопросам)», по 5,5% времени (3-4-е места) уходит в среднем на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз и ведение социально-гигиенического мониторинга и 5,2% времени (5-е место) отводится на «ведение государственного учета и статистической отчетности».
Все это свидетельствует о том, что структура видов деятельности специалистов УР и ФГУЗ существенно различается, что позволяет ожидать и различия в факторах риска, с которыми сталкиваются в своей работе специалисты этих двух типов учреждений Роспотребнадзора.
Отметим, что структура времени на основные виды деятельности у мужчин-специалистов практически не отличается от их коллег-женщин (p>0,05). Вместе с тем, в ФГУЗ последние тратят в 10 раз больше времени на «проведение лабораторных исследований» (10,7% против 1,0% у мужчин; p<0,05), зато мужчины вдвое больше времени (6,1% против 2,5%; p<0,05) посвящают «проведению санитарно-эпидемиологических экспертиз».
Одновременно существенно различаются «временные структуры» деятельности специалистов с высшим и средним специальным образованием, занимающих разные должности и имеющие разные функциональные обязанности в ФГУЗ. Так, специалисты с высшим образованием достоверно больше времени отводят на проведение санитарно-эпидемиологических экспертиз (12,2% своего времени против 2,0% у специалистов со средним специальным образованием), больше тратят времени на проведение лабораторных и инструментальных исследований, измерений, организацию токсикологических, гигиенических и иных видов оценок и выдачу по их результатам экспертных заключений по сравнению со своими коллегами со средним специальным образованием. Зато последние достоверно больше своего времени уделяют «ведению государственного учета и статистической отчетности» (8,3% против 5,2%) и, особенно - «оформлению, выдачу и учет документации» (21,7% против 7,7%; все p<0,05). Все это подтверждает необходимость учета в анализе различий и в уровне образования, и в должностных обязанностях обследуемых.
Среди аспектов, определяющих содержание и направления работы специалистов РПН, как в УР, так и в ФГУЗ, 1-е место отводится работе по плану учреждения (44,0% и 48,3% соответственно), на 2-м месте стоит работа по указаниям вышестоящего учреждения (28,5% и 25,5%), 16,1% времени уходит на работу в УР с обращениями населения и на 6,9%-8,3% работа в обоих учреждениях определяется экстренными ситуациями (все p>0,05). Заметим, что в большей степени определяется работа «по указаниям вышестоящего учреждения» у специалистов с высшим образованием, они же принимают несколько большее участие в работе при возникновении экстренных ситуаций. Интересно, что вклад специалистов-мужчин в работу учреждений РПН при возникновении экстренных ситуаций достоверно меньше (3,7% против 7,8%), чем у их коллег-женщин.
Треть рабочего времени (38,2%) специалисты УР работают с компьютером. Еще 16,3% рабочего времени специалисты УР проводят за столом, работая с документацией (т.е. всего в позе «сидя» специалист УР проводит до 54,5% рабочего времени).
Специалисты ФГУЗ работают с компьютером меньше - 20,0% (p<0,05), 36,9% работают за столом и, таким образом, в среднем 56,9% «сидят» на работе.
Одновременно они вдвое дольше стоят на работе - 14,0% времени против 7,0% у специалистов УР (p<0,05). Тем не менее, у специалистов УР достоверно больше, чем у специалистов ФГУЗ, уходит рабочего времени на передвижения пешком (13,3% против 7,6%) и на городском транспорте (9,3% против 2,5%).
Среди неблагоприятных факторов работы (разрешалось указывать любое количество факторов в специально разработанном перечне) специалисты РПН чаще всего указывали работу с компьютером (70,0%), нервно-эмоциональные перегрузки (60,9%), работу с людьми -«человеческий фактор» (54,0%), высокую ответственность (53,8%) и большой объем выполняемой работы (50,1%). Заметим, что специалисты-женщины достоверно чаще называли среди негативных факторов работу с компьютером (72,5% против 56,7% у коллег-мужчин), а специалисты с высшим образованием достоверно чаще указывали среди неблагоприятных факторов труда высокую ответственность (31,7% против 20,6%), влияние химических веществ (18,3% против 1,6%), нервно-эмоциональное напряжение (64,7% против 52,4%), но реже жаловались на однообразие в работе (14,4% против 24,6%; все p<0,05) - по сравнению со специалистами со средним образованием. Существенно чаще, по сравнению со специалистами ФГУЗ, специалисты УР отмечали в качестве неблагоприятных факторов работу с людьми (57,1% против 37,9%), нервно-эмоциональные перегрузки (63,6% против 47,0%), большой объем выполняемой работы (59,2% против 3,0%), частые сверхурочные работы (34,2% против 21,2%). Зато специалисты ФГУЗ достоверно чаще, чем специалисты УР, в своих ответах упоминали о влиянии химических веществ (62,1% против 3,8%), о факторе физических нагрузок (15,2% против 5,2%), о недостаточной освещенности (22,7% против 10,2%) и неблагополучных взаимоотношениях с руководством (13,6% против 2,9%; все p<0,05). Все это подтверждает тезис о различиях в неблагоприятных факторах труда специалистов УР и ФГУЗ, обусловленных различиями в структуре и содержании производственной деятельности специалистов этих учреждений РПН.
Проведенные исследования выявили существенные различия в продолжительности, содержании и условиях труда специалистов УР и ФГУЗ, обусловленных разделением функций и организационной перестройкой деятельности данных учреждений РПН. Установлено, что для специалистов УР фактор «работы с людьми» имеет большее значение, во многом определяя выраженность и значимость нервно-эмоциональных перегрузок в этой группе специалистов. Больший объем работ, более продолжительная и напряженная работа с компьютером, высокая ответственность как государственных служащих за результаты своего труда, усиливают фактор нервно-психического напряжения и будут способствовать развитию у специалистов УР профессионального эмоционального выгорания и формирования в качестве его компонентов психовегетативных и психосоматических нарушений.
Библиографическая ссылка
Занина М.Я. ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ И УСЛОВИЙ ТРУДА СПЕЦИАЛИСТОВ РОСПОТРЕБНАДЗОРА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 8. – С. 57-59;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24137 (дата обращения: 21.11.2024).