На основании обобщения опыта педиатрической астма-школы, функционирующей в Детской городской больнице г.Каменска Ростовской области, нам видятся следующие пути оптимизации проблемно-целевого обучения в педиатрической астма-школе:
1. проводить занятия с родителями и детьми, если у них после профилактических осмотров с использованием автоматизированной системы ранней диагностики заболеваний у детей АСПОН-Д выявлена патология по профилям пульмонология, аллергология и иммунология для разъяснения факторов риска бронхиальной астмы (БА), триггеров заболевания, формирования настороженности в отношении развития БА, правильных мерах медицинской помощи при первых симптомах заболевания.
2. При обучении в астма-школе детей в возрасте 3-10 лет с дебютом БА привлекать старших подростков, также больных БА, но имеющих специализированную подготовку. На первом этапе добровольцев - учащихся 10-11-х классов, больных бронхиальной астмой в течение 5-10 лет, обучают работе с младшими сверстниками (сообщение сведений о бронхиальной астме и ее лечении). На втором этапе команды, состоящие из 3 или 4 человек из этих добровольцев, проводят 3 урока по 45 мин с младшими больными детьми. Занятия посвящены повышению качества лечения бронхиальной астмы (использовались элементы повествования, дискуссии, игры, видеозаписи, письменные задания и обсуждение, шло разрешение конфликтов со здоровыми сверстниками путем обсуждения, советов). На третьем этапе сверстники готовили небольшие обучающие представления для отработки правильной техники ингаляций, проведения пикфлоуметрии, приемам скорой помощи.
3. На поликлинических врачей-педиатров возложить задачу по активному привлечению семей больных детей с низкой медицинской активностью к обучению в астма-школе, если
-родители продолжают курить
-конфликтная обстановка в семье
-низкий материальный достаток в семье
-плохие условия проживания
-злоупотребление родителей алкоголем
-низкая активность родителей в воспитании ребенка
-высокая загруженность родителей на работе.
Если настойчивость привлечения родителей к занятиям в астма-школе, не сопровождается успехом, то переходить на заочные формы обучения, привлекать медицинский персонал школы, дошкольных учреждений к контролю за состоянием здоровья ребенка.
4. Медицинским специалистам проводить направленные занятия со школьным медицинским персоналом, медицинским персоналом дошкольных учреждений по методам выявления семей больных БА детей с низкой медицинской активностью, низким контролем за воспитанием и лечением больного ребенка, разъяснять способы оказания медицинской помощи больным детям, тактику контроля за их информированностью о болезни.
5. В случае систематического неучастия родителей больных детей в образовательных занятиях в астма-школе медицинскому персоналу школы, дошкольных учреждений участвовать в мониторинге за состоянием здоровья детей.
Внедрение мер оптимизации проблемно-целевого обучения в астма-школе с привлечением школьного медицинского персонала, врачей и медицинских сестер дошкольных учреждений, сверстников больных детей, активизация влияния на родителей требуют обобщения опыта с различных сторон, как с клинической, так и с психологической.
Работа представлена на заочную электронную конференцию с общероссийским участием «Диагностика и лечение наиболее распространенных заболеваний человека», 15-20 апреля 2006г. Поступила в редакцию 20.10.06
Библиографическая ссылка
Элланский Ю.Г., Чепурная М.М., Пискунова С.Г. ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОБЛЕМНО-ЦЕЛЕВОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕДИАТРИЧЕСКОЙ АСТМА-ШКОЛЕ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 1. – С. 93-93;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24109 (дата обращения: 03.12.2024).