Становление личности профессионала осуществляется через его профессиональную социализацию и профессионализацию.
Одним из механизмов такого становления личности является её профессиональная адаптация.
Профессиональная адаптация - это процесс вхождения человека в профессию и гармонизация взаимодействий его с профессиональной средой (В.А.Сластёнин, В.П.Каширин, 2001).
Подготовку специалиста к деятельности сложного, экстремального и неординарного характера важно осуществлять особым образом. Успешное вхождение его в профессиональную деятельность должно сопровождаться адаптационными процессами. Процесс профессиональной адаптации специалиста включает в себя ряд основных составляющих:
- взаимодействие личности со средой («Л - С»): социальное взаимодействие с отдельными людьми и с социальными группами, социально-психологическое взаимодействие, взаимодействие с материально-технической средой, с искусственной средой своего обитания, взаимодействие с экологической, природной средой;
- возникновение противоречия, конфликтной ситуации (КС) между личностью и средой;
- возникновение потребностного состояния (ПС) личности, состояния дезадаптации;
- появление реактивных состояний защитного характера, защитных реакций (ЗР) у человека;
- осуществление защитного адаптационного поведения (АП) по снижению или снятию дезадаптационного состояния;
- снижение или снятие противоречия между личностью и средой, устранение КС.
Эти элементы процесса профессиональной адаптации могут быть представлены последовательно в следующем виде: взаимодействие «Л - С» = КС - ПС - ЗР - АП - Разрешение КС. Адаптационный процесс может принять иной ход и оказаться неуспешным. В таком случае возникает противоречие во взаимодействии «Л - С», КС сохраняется или нарастает. В результате этого происходит «запуск » нового адаптационного процесса с определённой коррекцией. В профессиональной адаптации молодых специалистов ведущую роль играет успешность их профессионально-деятельностной адаптации. При этом трудности и противоречия, возникающие у специалиста в этой сфере, выступают источником его активности при осуществлении процесса профессиональной адаптации. Успешность или неуспешность адаптации молодого специалиста в этих сферах носит относительно автономный характер. Однако эти процессы взаимосвязаны особенно в профессионально-деятельностной и социально-психологической и других сферах. Социально-психологическая адаптация специалиста существенно влияет на успешность профессионально-деятельностной адаптации и в целом на состояние профессиональной адаптации специалиста.
Следовательно, в подготовке современного специалиста акцент должен быть на формировании профессиональной и психологической готовности к профессиональной деятельности. При том значение его подготовки в организационно-нормативном, социально-профессиональном и социальном в широком смысле не уменьшается.
Работа представлена на научную международную конференцию «Наука и образование», Мальдивы, 14-21 мая 2007 г. Поступила в редакцию 09.06.2008.
Библиографическая ссылка
Гордашников В.А., Осин А.Я. ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7. – С. 102-102;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24081 (дата обращения: 21.11.2024).