В негосударственном вузе, как и в любой другой коммерческой организации, с точки зрения ССП можно выделить следующие основные группы стратегических целей: финансы; клиенты; внутренние бизнес-процессы; обучение и
развитие.
Чтобы организация смогла достичь поставленных целей, руководство вуза должно довести до каждого сотрудника понимание внутренних бизнес-процессов. Для правильной идентификации процессов, происходящих в вузе целесообразно использовать иерархию, регламентируемую стандартом «Методология функционального моделирования» (концепция IDEFO). Согласно концепции IDEFO иерархию внутривузовских процессов можно представить
следующим образом:
- основные стратегические процессы (процесс маркетингового исследования рынка образовательных услуг; процесс отбора и приема абитуриентов; процесс организации методической деятельности вуза; процесс обучения; - процесс контроля и оценки полученных знаний и навыков; процесс организации научно-исследовательской деятельности вуза; процесс организации воспитательной деятельности) и стратегические процессы ресурсного обеспечения (процесс обеспечения материально-техническими ресурсами; процесс обеспечения финансового ресурсами; процесс организационного обеспечения учебного процесса; процесс подбора и подготовки кадров);
- ключевые процессы;
- процедуры;
- задания.
Каждый процесс имеет свои характеристики (цель, владельца, ресурсное обеспечение), а также набор параметров для оценки его качества. В роли ключевых, для стратегического процесса «Обучение», можно выделить следующие:
- планирование образовательного процесса;
- организацию аудиторных занятий и самостоятельной работы студентов;
- оценку процесса обучения;
- его совершенствование.
Весь процесс подготовки студента можно представить в виде цепи причинно-следственных связей «Поставщик»-«Потребитель». Каждый сотрудник одновременно является поставщиком своей работы и потребителем работы коллеги, отвечают за свое конкретное звено цепи, отвечает за весь процесс в целом. При этом параметры выхода для процесса низшего уровня будут являться параметрами входа для процесса более высокого уровня. Использование конкретных измеримых показателей качества процесса обучения способно конкретизировать разработанную по такому принципу систему целей. Основная сложность в определении значения целевого показания состоит в количественном определении реально достижимого уровня. Эту проблему предлагается решить при помощи бенчмаркинга.
При разработке системы менеджмента качества образования в Частном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Институт бизнеса, информационных технологий и финансов» мы описали все процессы и процедуры проходящие и необходимые для нашего вуза. Сформулировали параметры и методики по которым оцениваются "ресурсы" каждого процесса и его результаты, а также сами процессы. Так, например, для оценки уровня остаточных знаний при входном (в каждый предмет) тестировании использовались показатели, служащие пороговыми значениями при проведении процедуры комплексной оценки деятельности вуза, проводимой Рособрнадзором. Целью процесса входного контроля является оценка компетенций студентов, которыми необходимо обладать для успешного освоения новой дисциплины («предмета-потребителя») и выявление «белых пятен» в знаниях, которые необходимо ликвидировать до начала изучения новой дисциплины. Критерием успешного прохождения входного контроля было освоение 100% дидактических единиц (ДЕ), предлагаемых преподавателем, ведущим новую дисциплину - «предмет-потребитель». Студент, не прошедший подобный входной контроль, имел возможность получить консультацию преподавателя и/или самостоятельно подготовиться при помощи компьютерных тренажеров, созданных в вузе, затем пройти повторное тестирование. Эту процедуру мы проводим до достижения студентом необходимого результата. Здесь необходимо отметить, что созданная у нас компьютерная система представляет студенту вариант задания генерируемый "на лету" из общего и очень широкого банка вопросов и заданий. Данные к задачам формирует система сама (в необходимых, заданных преподавателем границах). Это максимально исключает повторы вопросов и заданий, предоставляемых студенту.
Подобный подход к оценке знаний и умений студентов и позволяет сделать один шаг на пути к достижению бездефектного обучения.
После изучения дисциплины студент проходит тестирование знаний полученных в ходе изучения дисциплины. Тестирование проводится с помощью компьютерной системы вопросы, задачи, задания даются по каждой изучаемой теме. Студент должен, опять таки, показать освоение 100% дидактических единиц. Предлагаемые задания не являются сложными, поэтому если студент ограничивается успешным прохождением теста, это гарантирует ему всего лишь удовлетворительную оценку. Повысить оценку студент может только в ходе работы над "творческим заданием", которое ему в ходе второй части экзамена предлагает преподаватель. Это, как мы считаем, второй шаг к бездефектному обучению.
Независимое тестирование знаний студентов, конечно, дает некоторую информацию о качестве процесса обучения той или иной дисциплине, но этого не достаточно. Поэтому мы считаем необходимым применение и других методов оценки качества процесса преподавания. Например, по окончании каждого курса мы анкетируем студентов. Наши слушатели отвечают на такие вопросы как:
- Доступно ли преподаватель излагает материал?
- Насколько актуальна информация, использованная в ходе изложения курса?
- Насколько эффективно использует преподаватель презентационную технику в ходе изложения материала? и т.д.
Все виды тестирования, анкетирования, опросы мы проводим с помощью компьютерной системы.
В настоящее время совместно с администрацией, руководителями ряда предприятий города мы работаем над созданием пакета компетенций, методик их формирования и оценки, которыми должен обладать востребованный на современном рынке труда выпускник бизнес-школы. Что позволит нам более детально и эффективно проработать всю цепочку «поставщик- потребитель» в нашем учебном заведении.
Библиографическая ссылка
Лапшинов С.Б. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА К ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕГОСУДАРСТВЕННОГО ВУЗА // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 7. – С. 58-59;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=24037 (дата обращения: 21.11.2024).