Архангельская школа бизнеса вносит свой весомый вклад в подготовку в регионе российских менеджеров нового поколения. Только за 2002-2006 годы прошли обучение по Президентской программе подготовки управленческих кадров 321 человек, работающих практически во всех отраслях экономики Архангельской области. Многие из них являются эффективными менеджерами, повысили свой статус, укрепили позиции в бизнесе, прошли стажировки на отечественных и зарубежных предприятиях.
В 2002-2006 годах Высшей школой «МВА» совместно с ФПК и кафедрой менеджмента реализуются программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в бизнесе», "Менеджер по логистике", "Управление персоналом", "Оценка стоимости предприятия (бизнеса)", «Менеджмент в образовании», «Управление образованием» и другие. Базовой выпускающей является кафедра менеджмента факультета повышения квалификации и Высшей школы «МВА».
В школе бизнеса ПГУ с 2005 года ведется обучение по программе "Мастер делового администрирования - Master of Business Administration». «МВА» сегодня культовый символ глобального рынка, высшая ступень бизнес-образования, открывающей возможности для развития карьеры, увеличения дохода.
С 1-го сентября 2005 года в Высшей школе делового администрирования ПГУ ведется обучение на первом курсе дневного отделения по направлению 521 500 «Менеджмент» с присвоением степени «бакалавр менеджмента».
Таким образом, Высшая школа делового администрирования ПГУ имени М.В.Ломоносова имеет три основных конкурентных преимущества на региональном уровне.
Мы имеем позитивный опыт работы в бизнес-образовании, ведем подготовку менеджеров нового поколения в рамках Президентской программы профессиональной переподготовки «Менеджмент в бизнесе» (500 часов). Ни один вуз в регионе не имеет такого опыта, такого конкурентного преимущества как наша школа бизнеса. В этой программе работают лучшие преподаватели, всегда привлекаются практики - бизнесмены, специалисты. Мы гордимся своими выпускниками.
Первыми в регионе мы получили государственную лицензию (это было не очень легко) и начали обучение по программе «Мастер делового администрирования «МВА». Второй год успешно ведем обучение слушателей, в основном топ - менеджеров.
В регионе ни один местный вуз не ведет обучение по направлению 080500 «бакалавры менеджмента». Это региональная рыночная ниша Высшей школы делового администрирования. На первых двух курсах уже занимается 60 студентов.
Выпускники Высшей школы «МВА» получают умения и навыки управления в бизнесе, управления человеческими ресурсами, глобальных коммуникаций, делового общения, ведения переговоров, управления конфликтами, контроля финансового состояния, проведении маркетинговых исследований и другие конкурентные преимущества.
Важнейшими составляющими процесса обучения в школе бизнеса является контроль усвоения материала, формирующаяся новая система оценки полученных знаний, умений и навыков менеджера. Для осуществления контроля и оценки знаний студентов - будущих бакалавров менеджмента и слушателей программы «МВА» используются вопросы для обсуждения и повторения изученного материала; задания для самостоятельной работы; конкретные ситуации (кейсы); тренинги; тестирование.
Лекционная форма изложения материала в ходе аудиторных занятий сочетается с практической частью, дискуссией, ответами на контрольные вопросы по обсуждаемой теме. Каждому студенту, слушателю программ «МВА» есть возможность активно проявить себя в ходе практической части занятий. Активно отвечая на указанные вопросы, можно «заработать» до ста баллов.
Бакалаврам менеджмента предлагается выполнить два-три задания для самостоятельной работы. В зависимости от поставленных задач, состава группы (студенты, слушатели программ ДПО) количество заданий может быть уменьшено или наоборот увеличено. Таким образом, появляется реальная возможность контролировать и оценивать самостоятельную работу студентов, что конечно требует изменений и в сложившейся практике учета и оплаты труда преподавателей вузов.
Итоговый контроль осуществляется в форме экзаменационного теста, правильные ответы на вопросы которого также оцениваются в баллах. Вначале оценивается каждый ответ по десятибалльной системе, а затем подсчитывается общее количество баллов по таблице, приведенной ниже. Если студент или слушатель отвечает правильно к примеру на все 25 вопросов теста, то получает 100 баллов; на 22-24 вопроса - 90 баллов и так далее. Зачет или экзамен в форме тестирования проводится очно в ходе экзаменационной сессии или в процессе обучения, если оно ведется по системе кредитов.
Общая итоговая оценка по учебному курсу будет состоять в результате из суммы баллов: 1) за активное участие на практических занятиях, тренингах, ответы на контрольные вопросы; 2) за выполнение заданий для самостоятельной работы; 3) за итоговый экзаменационный тест. Можно применять и другую методику подсчета итоговой оценки, сразу переводя общие баллы по каждому виду учебной работы (100, 120, 100) в десятибалльную или пятибалльную систему. Сравнительная таблица оценки полученных знаний позволяет установить эквивалент и по российской и по американской системе оценок А-В-С-D.
Таблица 1 оценки полученных знаний, умений и навыков менеджера
Пятибалль-ная система оценки |
Десятибаль-ная систе- ма оценки |
Эквивалент по амери-канской системе оценок |
Контроль-ные вопросы. Практич. занятия |
Задания для само- стоятель- ной работы |
Итоговый экзамена-ционный тест |
Всего баллов |
Отлично
|
10 баллов |
A |
100 баллов |
120 баллов |
25 =100 балл. |
320 |
9 баллов |
A- |
90 баллов |
108 баллов |
22, 23, 24 = 90 |
288 |
|
Хорошо
|
8 баллов |
B+ |
80 баллов |
96 баллов |
20, 21 = 80 |
256 |
7 баллов |
B |
70 баллов |
84 балла |
17, 18, 19 = 70 |
254 |
|
6 баллов |
B- |
60 балла |
72 балла |
15, 16 = 60 |
192 |
|
Удовлетво- рительно
|
5 баллов |
C+ |
50 баллов |
60 баллов |
12, 13, 14 = 50 |
160 |
4 балла |
C |
40 баллов |
48 баллов |
10,11 = 40 |
128 |
|
3 балла |
C- |
30 балл |
36 баллов |
7, 8, 9 = 30 |
96 |
|
Неудовлет- ворительно
|
2 балла |
D |
20 балла |
24 баллов |
5, 6 = 20 |
64 |
1 балл |
D- |
10 баллов |
12 баллов |
1, 2, 3, 4 = 10 |
32 |
Данная система оценки полученных знаний, умений и навыков может быть использована при заочном, дистанционном обучении. В этом случае контрольные вопросы трансформируются в краткие письменные ответы, в том числе посылаемые по электронной почте. А задания для самостоятельной работы - это по-существу контрольные письменные работы. Их число можно сократить или увеличить, уточнив общую сумму баллов.
Проделанный в 2005 году Высшей школой делового администрирования совместно с Национальным американским университетом (NAU) сравнительный анализ учебных планов бакалавров делового администрирования позволяет нам перевести учебные часы в кредиты и наоборот кредиты в учебные часы. Так, учебный план Национального американского университета (NAU) по направлению «Business Administration Bachelor of Science Degree» включает 184,5 кредита или 5535 учебных часов. На одну учебную дисциплину в основном приходится по 4,5 кредита или по 135 часов. В среднем один американский кредит равен 30 часам.
В нашем учебном плане по направлению 080 500 «менеджмент», степень «бакалавр менеджмента», на изучение всех учебных дисциплин отводится 7236 часов (134 недели х 54 часа). Общая разница в часах получается потому, что в российский учебный план включен блок «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины», 1800 часов. В учебном плане бакалавров делового администрирования в NAU физкультура, иностранный язык, философия, политология, история, педагогика и психология, другие гуманитарные дисциплины отсутствуют.
В целом сегодня организационные, методические условия достаточно четко проработаны и возможность перехода на кредитную систему обучения определяется исключительно готовностью преподавателей к такой инновации.
Библиографическая ссылка
Лукин Ю.Ф. АРХАНГЕЛЬСКАЯ ШКОЛА БИЗНЕСА: НА ПУТИ СОЗДАНИЯ НОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ // Современные наукоемкие технологии. – 2007. – № 1. – С. 29-31;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23989 (дата обращения: 03.12.2024).