Особенность современного образования в его фрагментарности, в которой нет синтетического подхода, связывающего различные науки. И абсолютное большинство выдающихся ученых ХХ-ХХI столетия выступали и выступают против признания исходных принципов в науки и образования антихолистской плюралистично-релятивистской методологии. Так, один из известнейших физиков и методологов науки США Роберт Фейнман писал: « Сегодня наши физические теории, законы физики-множество разрозренных частей и обрывков, которые плохо соотносятся один с другим». А это свидетельствует о том, что процессы дифференциации физических знаний значительно опережают их интеграцию. Последнее касается почти всех областей науки, особенно гуманитарных.
Информационный взрыв к.ХХ-ХХI в большинстве областей человеческой деятельности, количество информации, которая удваивается каждые 10 лет, а порой и значительно быстрее еще более углубляет кризис в области науки и образования. Поэтому сегодня развивается концепция о необходимости беспрерывного образования и опережающего характера образования относительно развития общества. Важным становится постоянное повышение квалификации и переквалификации представителей почти всех специальностей.
Глобализация мира ещё более ускоряет информационных кризис, который приводит к ещё более глубокому распаду наших знаний на необъятное количество тех самых элементов, которые плохо связаны один с другим и это становится еще одной проблемой. Английский философ и социолог К. Поппер считает большим скандалом философии является то, что в то время, когда природа вокруг нас и не только природа разрушается, философы продолжают дискутировать, иногда с блеском, иногда нет, вопрос, существует ли этот мир»,а другой немецкий философ М. Хайдеггер считает, что теряется любая реальность окружающего мира, а разорванная социальность человека приводит к «одиночеству его существования».
Образование в значительной мере становится частью современной попкультуры, со всеми теми ее недостатками, которые теряют ценнейшие достижения прошлой и современной культуры. Это связано с тем, что в ряде стран, например в США вообще нет какой-то общепринятой упорядоченной системы образования. Поэтому в образовании, как и во всех сферах человеческой жизнедеятельности важно начинать не из того, что нас разъединяет, а из раскрытия и определения того общего, что объединяет.
Задачей современного образования является формирования человека нового качества, человека с таким типом мировоззрения, которое бы обеспечило его гармоническое взаимодействие и с природой, и с другими людьми.
Ряд известных ученых считает, что синергетическая философия, или по Пригожину, философия нестабильности, должна стать методологическим основанием оптимизации решений острейших противоречий современности, а философско-методологический анализ синергетики выступать в качестве ядра общенаучной картины мира.
В 1948 году А. Энштейн писал «Из печального опыта мы поняли, что рациональное мышление не является достаточным основанием для решения проблем нашей общей жизни». Необходимо взращивать и инициировать конструктивный диалог, синергию между естественнонаучной и методологической ветвями науки, между различными религиозными мирами и их концессиями с тем, чтобы на общем глубинном уровне обнаружить и сообща вернуть человеку целостность собственной природы как существа земного, разумного, духовного и божественного.
Православная религия имеет немало тех положительных черт, которые являются специфическими только для неё. Поэтому величайшие мыслители - Фёдор Достоевский, Павел Флоренский и другие разрабатывали свои концепции как определённое существенное развитие именно православной религии. Развивая свои учения о единстве науки и морали П. Флоренский считал, что «высшей истиной является православие, а её столпом-церковь». Однако он в отличии от большинства современных православных теологов, был как выдающимся учёным, так и выдающимся философом. Особенно важно отметить, что он один из основателей известной московской философско - математической школы, первым в мире осуществил те самые существенные открытия, которые были очень близки к принципам синергетики. Так в своём «автореферате» он писал, что считает «основным законом мира - второй принцип термодинамики - закон энтропии, взятый расширительно как закон хаоса во всех областях мировоззрения.
Миру (имеется ввиду естественно-материальному) противостоит Логос -божественное, по Флоренскому - начало . «Культура - это сознательная борьба с мировым уравнением: культура заключается в задержке уравнительного процесса планеты, и в повышении разности потенциалов во всех областях, как условиях жизни, в противоположности равенству - смерти».
Он считал, что идёт борьба - между двумя следующими противоположными тенденциями: естественно-материальным хаосом и божественным логосом, его проявления в человеческой культуре. Эти его идеи могут сыграть великую роль не только в новом диалоге религии и науки, но и в их конвергенции, особенно в развитии современной православной теологии.
Христианство видит в науке одно из средств познания Бога. Но в первую очередь оно рассматривает её как естественный инструмент этой жизни, которым, однако, пользоваться нужно очень осмотрительно. Христианство отрицательно относиться к тому, когда этот обоюдноострый и страшный по своей силе меч действует независимо от нравственных принципов Евангелия такая «свобода» извращает само название науки - служить благу и только ко благу человека.
Развивая же независимо от духовных и нравственных принципов христианства, утратив идею Бога-Любви как Верховного принципа бытия и высшего критерия истины и в тоже время открывая огромные силы воздействия на окружающий мир и на самого человека, наука легко становиться орудием разрушения и из послушного инструмента своего творца превращается в его властителя и убийцу. Современные достижения в области физики элементарных частиц, микробиологии, медицины, военной и промышленной техники и т.д. убедительно свидетельствуют о реальной возможности такого трагического финала.
Современная диалоговая методология между наукой и религией, их конвергенции, синергия поможет ликвидировать главные недостаток современного человечества - превращение чужого во враждебное.
Человеку и человечеству теперь придётся многому учиться заново, переосмысливать весь опыт мировоззренческой истории и культуры и только на этом пути оно обретёт Будущее.
Библиографическая ссылка
Акимова Р.С. МИРОВОЗРЕНЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КРИЗИСА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 5. – С. 12-13;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23823 (дата обращения: 16.10.2024).