Однако применение таких механизмов в условиях России не получило широкого применения, в то время как в западных странах накоплен уже определенный опыт и доказана эффективность их использования именно в целях развития инновационной среды. Поэтому анализ существующих организационных форм частно-государственного партнерства как инструмента стимулирования технологических инноваций и выявления институциональных, экономических и правовых условий повышения эффективности этих форм представляется одной из главных теоретических задач, стоящих перед экономической наукой. Основная гипотеза исследования заключается в том, что одним из главных условий для инновационного развития страны и повышения эффективности процесса внедрения инноваций является переход от системы централизованно управляемых программ к более мягким организационным формам, основанным на равноправном сотрудничестве, партнерстве и кооперации действий государства и частного бизнеса.
Для проверки этого положения следует:
- Сформулировать основные понятия и категории, связанные с развитием таких механизмов;
- Провести анализ существующих в России форм частно-государтсвенного партнерства и сопоставление институциональных условий для их развития в странах Западной Европы и в РФ;
- Выработать предложения по повышению эффективности частно - государтсвенного партнерства в сфере высоких технологий;
Во многих экономических теориях существует определенное противопоставление как функций, так и направлений развития рынка и государства. Вопрос, зачем нужно соединять усилия частных предприятий и государственных структур, если можно доверить выполнение задания либо государству, либо частному предприятию не является праздным. Однако именно для сферы высоких технологий, как и в инфраструктуре, особенно актуальным становится преодолеть как неопределенность, так и риски, связанные с развитием бизнеса, которые не могут быть снижены только бизнесом или государством. Банковский сектор не готов давать деньги предприятиям на НИОКР на начальной стадии в силу того, что такие инвестиции имеют высокий риск не окупиться. В результате удельный вес организаций, осуществляющих технологические инновации, в общем числе организаций составляет в России 9,3 % на 2005 год, в странах ЕС эта цифра колеблется от 27, 1 % в Греции до 65,8% в Германии по данным Евростата за 1998-2001 год. Удельный вес продукции организаций промышленного сектора, осуществляющих технологические инновации, в общем объеме отгруженной продукции в России составил в 2005 году 41,3 %, что в два раза меньше, чем в Австрии, Германии, Франции, Швеции, странах Бенилюкса. Помимо этого существует проблема изношенности основных средств, по данным Госкомстата на конец 2006 года степень износа составляет 53%. За последние несколько лет произошло существенное отставание науки от производства, инновации на предприятиях внедряются крайне медленно. Есть проекты, например, фундаментальные исследования в области здравоохранения, в которых очень сложно определить период окупаемости, но такие проекты социально значимы, для этих случаев необходимо привлекать средства из государственного бюджета. Бизнес можно заинтересовать, только если предложить доходность выше, чем в среднем можно получить по рынку. Примеры таких проектов - налаживание выпуска нового вида продукции или оказание нового вида услуг.
Также важно отметить существование такой проблемы, как отсутствие соответствующих правовых условий для эффективного функционирования ГЧП в России, а именно:
- Политическое влияние на принятие экономических решений;
- Наличие в сфере бизнеса более квалифицированных кадров, чем в сфере государства;
- Высокий уровень коррумпированности в обществе;
- Слабая разработанность правовой базы, первые официальные программы частно-государтсвенного партнерства были созданы в 2005 году.
Эти факторы также обуславливают невозможность переноса западного опыта по внедрению ГЧП в сферу инноваций и невозможность применять стандартные подходы к оценке эффективности ГЧП в экономике, так как неизбежно будут получены искажения в свете перечисленных выше условий.
Правовые условия негативно влияют и на распространение технологических инноваций в организациях промышленности, однако наиболее существенным тормозом для России и большинства стран Европы является высокая стоимость нововведений и недостаток собственных денежных средств. ЧГП уже доказало свою эффективность в сфере инфраструктуры на опыте развитых и развивающихся стран, таким образом необходимо понять какие формы ЧГП можно применить для стимулирования высокотехнологичных инноваций.
Наиболее ярким примером организации процесса регулирования ЧГП в инновационной деятельности является пилотная программа реализации мега-проектов. Создание и обеспечение деятельности Российской венчурной компании является еще одним из примеров организации частно-государственного партнерства в направлении перехода к инновационному развитию. Его цель состоит в том, что государство создает источник средств, из которых могут финансироваться высокотехнологичные компании, находящиеся на посевной стадии роста. Следующие проекты - создание особых экономических зон, создание региональных венчурных фондов. Данные проекты не единственные формы ГЧП в инновационной сфере, существует целый ряд других инициатив. Однако до сих пор не проведен анализ того, насколько данные инструменты поддержки технологических инноваций эффективны в РФ, какой опыт удалось с успехом перенять из других стран и какие выводы можно сделать из уже реализованных программ.
Библиографическая ссылка
Холодная Н.Д. РОЛЬ ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО ПАРТНЕРСТВА В ИННОВАЦИОННОМ СЕКТОРЕ ЭКОНОМИКИ // Современные наукоемкие технологии. – 2008. – № 4. – С. 188-189;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23817 (дата обращения: 15.01.2025).