Энергетическая отрасль во всем мире характеризуется значительными изменениями, в ходе которых в течение последнего десятилетия вводятся в действие новые формы управления компаниями. Политические и экономические факторы обусловили изменения в структурном, формальном и высшем управлении и значительно изменили организационные формы энергоснабжающих компаний.
Традиционно электричество, как и услуги водо-, газоснабжения, телефонной связи, считалось общественным благом. Непосредственное влияние на производство, передачу, распределение и конечную доставку электричества потребителям оказывают следующие его особенности:
- электричество не является первичной формой энергии;
- его нельзя экономично хранить в больших количествах;
- средства производства электричества являются чрезвычайно капиталоемкими;
- передача электричества на большие расстояния требует значительных затрат;
- производство и передача электричества отличается значительным воздействием на окружающую среду, а его использование в конечной точке экологической чистотой и удобством.
Поскольку электричество нельзя экономично хранить, в любой момент времени производство должно точно соответствовать спросу. Таким образом, во всей энергосистеме необходимо предпринимать значительные действия по контролю и управлению.
Сейчас, независимо от структуры электрических предприятий, они представляют следующие ключевые сферы деятельности:
- производство электричества на ископаемых и возобновляемых формах энергии;
- передача электричества высокого напряжения, включая экономическое диспетчерское управление производственными единицами;
- распределение электричества среднего и низкого напряжения между конечными пользователями.
Кроме того, в рамках распределительных обязательств электроэнергетических предприятий значение функции снабжения конечных потребителей услугами резко возросло. Передача и распределение могут считаться естественными монополиями, поскольку, с экономической точки зрения, более эффективно иметь единые передаточно-распределительные предприятия, транспортирующие электроэнергию к конкретному географическому региону или области.
Необходимо отметить, что структурно энергопредприятия характеризуются такими важными чертами, как степень вертикальной и горизонтальной интеграции, описывающими взаимосвязи между основными функциональными видами их деятельности.
Электроэнергетическая компания является вертикально интегрированной, если хотя бы две из основных функций, а именно: производство, передача, распределение и доставка электричества конечным пользователям, входят в сферу ее влияния. При такой форме интеграции взаимосвязи между этими функциями осуществляются, прежде всего, под влиянием межорганизационных команд, а не в результате действий конкурирующих компаний, вызванных рыночными условиями.
Более свободными возможными типами частичной вертикальной интеграции являются:
- производство и передача;
- производство и распределение;
- передача и распределение.
Для первого типа характерны наименьшие капиталовложения, планирование загрузки производственных мощностей и оптимальная координация, благоприятно влияющие на интеграцию электроэнергетического сектора. Как следствие, повышается надежность снабжения и эффект масштаба производства при полной координации генерирующей и передающей отраслей. Примерами такой категории вертикальной интеграции являются бельгийские и некоторые канадские предприятия.
Второй тип предполагает, что производители и распределители совместно владеют независимой передаточной сетью, соединяющей генерирующие и распределяющие производственные отрасли. Основными причинами для объединения производящей и распределяющей функций в пределах одной компании являются инвестиционное планирование и эффективное реагирование на аварийные ситуации в снабжении в случае нарушения энергоснабжения, и потоки информации для лучшего отключения или снижения нагрузки. Последние наиболее доступны на уровне распределения, и могут быть непосредственно использованы производителем для улучшения методов работы. Примером такой конфигурации вертикально интегрированных компаний могут служить некоторые энергопредприятия Германии.
Третий тип конфигурации является наиболее редким. Примером здесь может быть энергосистема Люксембурга, где отсутствуют сколько-нибудь значительные генерирующие производственные мощности. Наиболее крупные электроэнергетические предприятия импортируют электроэнергию из соседних систем, используя сеть передач, и распределяют электричество между промышленными, коммерческими и бытовыми потребителями в обслуживаемых ими регионах.
Что же касается горизонтальной интеграции, то электроэнергетическую компанию относят к ней на основании степени ее концентрации на осуществлении определенной функции. По оценкам специалистов эта форма станет наиболее предпочтительной для большинства европейских компаний электроэнергетического сектора на долгосрочную перспективу. Основными доводами в пользу данного вида интеграции являются:
- относительно простой механизм обеспечения достаточной установленной мощности, удовлетворения национального спроса на производство и передачу основного объема электроэнергии;
- наиболее полная реализация эффекта масштаба производства в электроэнергетическом секторе.
Тем не менее, наиболее простым способом обеспечения достаточной мощности для удовлетворения спроса на электроэнергию является передача полной ответственности за любую дополнительную мощность одному предприятию, как, например, это делается в настоящее время во Франции и Греции. В других развитых странах приращение мощности - планирование - отражается в одной из следующих моделей:
- планирование мощности только на национальном уровне;
- планирование мощности на региональном уровне;
- планирование приращения мощности под влиянием рыночной конъюнктуры.
В течение последних лет мировая электроэнергетика подверглась значительным структурным изменениям. Степень и направление реструктуризации уникальны для каждой страны, и зависят от различий в целях ее политики в области естественных монополий. Так, главной целью энергетической политики ЕС в последние годы было создание внутриевропейского электроэнергорынка. В соответствии с Директивой ЕС 96/92, вступившей в силу 19 февраля 1997 года, определены основные принципы его функционирования:
- равные возможности для действующих и новых электростанций, которые еще предстоит построить;
- использование контрактной системы покупки, продажи и распределения энергии;
- разделение счетов различных видов деятельности, таких как производство, передача и распределение электроэнергии при полном доступе администрации к внутренней учетной документации;
- обеспечение доступа третьей стороны к сети посредством переговоров или процедуры для модели с единственным покупателем;
- формирование независимой структуры управления с учетом интересов каждого государства-участника энергорынка, для урегулирования споров в отношении контрактов или переговоров, оценки тендерных предложений по новым электростанциям;
- осуществление диспетчерского управления по объективным критериям, учитывающим градацию электростанций, а также условия контракта между производителями и потребителями;
- раздельная публикация финансовых отчетов подразделений производства, передачи и распределения электроэнергии на вертикально интегрированных предприятиях.
Независимо от структуры электроэнергетики в конкретной стране существуют Соглашения о сотрудничестве между энергопредприятиями на международном уровне. Эти соглашения позволяют осуществлять взаимосвязь между национальными энергосистемами и обеспечивать их синхронный режим их работы. Предприятия-участники соглашения обязаны придерживаться определенных эксплуатационных критериев, гарантирующих минимальный уровень надежности при функционировании в режимах изоляции или взаимодействия. С экономической точки зрения основной эффект от взаимосвязанной эксплуатации энергопредприятий состоит в более низких инвестиционных потребностях и меньших эксплуатационных расходах благодаря разновременности максимумов нагрузки, меньшим резервам мощности, эффекту масштаба производства для электростанций, единому порядку запуска взаимосвязанных электростанций, сниженным требованиям к вращающемуся резерву и координации технического обслуживания.
В настоящее время в электроэнергетике используются различные модели собственности, от интегрированных государственных монополий до разнообразных частных энергетических компаний. К ним относятся: системы, находящиеся в государственной собственности; системы, находящиеся в частной собственности; смешанные системы; национальные предприятия; международные предприятия.
Многие производители электроэнергии полагают, что наиболее предпочтительными путями обеспечения эффективной эксплуатации энергосистемы являются корпоратизация и приватизация энергетических предприятий.
Процесс корпоратизации включает в себя реорганизацию принадлежащих государству средств и передачу ответственности от министерства конкретному энергопредприятию, тогда как приватизация предполагает традиционную передачу принадлежащих государству средств частным инвесторам. Тем не менее, корпоратизация в некоторых случаях может рассматриваться как первый этап приватизации.
Корпоратизация позволяет энергопредприятиям повысить эффективность эксплуатации без передачи средств производства в частный сектор. Она также позволяет руководству действовать на условиях, принципах, с использованием критериев, льгот и финансовых целей, характерных для частной компании. Ряд стран выбрал этот вариант, чтобы перейти к коммерческой, ориентированной на рынок эксплуатации их национальных энергосистем.
Отличительными характеристиками корпоратизации энергосистемы являются:
- конкуренция между различными генерирующими компаниями (необязательно частными);
- создание общего фонда производителей электричества, основанного на текущих запрашиваемых для торгов ценах;
- допуск частных производителей на рынок;
- открытый доступ к передающей сети.
Новая конкурентная среда, формируемая в таких условиях, позволяет энергопредприятиям ввести ряд снижающих затраты мер, включая сокращение штатов, модернизированные методы работы, использование подрядчиков для внешних работ, вывод из эксплуатации устаревшего и менее эффективного генерирующего оборудования и повышение производительности. Важно отметить, что при проведении такого рода реформ государственная собственность на предприятии сохраняется, но в то же время возникает элемент конкуренции.
Если же энергетические предприятия выбирают приватизацию, это означает, что существует экономическое осознание того, что крупнейшие интегрированные государственные корпорации уже не являются наиболее эффективным способом производства электричества или защиты потребителей от злоупотреблений монополий, и возникли очень значительные промышленные потребности в капитале, которые правительство неохотно покрывало за счет государственного бюджета.
Если же энергетические предприятия выбирают приватизацию, это означает, что существует экономическое осознание того, что крупнейшие интегрированные государственные корпорации уже не являются наиболее эффективным способом производства электричества или защиты потребителей от злоупотреблений монополий, и возникли очень значительные промышленные потребности в капитале, которые правительство неохотно покрывало за счет государственного бюджета.
Основное преимущество приватизации состоит в том, что она позволяет обеспечить рыночную дисциплину энергетическим предприятиям, ограничивает государственное вмешательство в решение неэкономических вопросов. Тем не менее, форма собственности сама по себе не влияет на рыночную позицию предприятия. Следовательно, частные монополии могут действовать еще более радикально, чем государственные. Поэтому задачей государства является определение формы регулирования, способствующей эффективному управлению энергосистемой.
Процесс приватизации государственного энергопредприятия очень сложен и затрагивает много правовых, финансовых, структурных и нормативных моментов, поскольку необходимо рассмотреть ряд возможных вариантов.
Прежде всего, необходимо принять решение по поводу того, следует ли приватизировать отрасль в виде вертикально интегрированной монополии, если она имеет именно такую структуру, или же необходимо реструктуризировать ее, разделив на самостоятельные предприятия по функциональному признаку, а уже затем приватизировать. Очевидно, что оба варианта имеют свои преимущества и недостатки.
Библиографическая ссылка
Степаненко Е.Е., Якимова О.Ю. ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ ЭНЕРГОСИСТЕМЫ // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 10. – С. 112-115;URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23722 (дата обращения: 21.11.2024).