Научный журнал
Современные наукоемкие технологии
ISSN 1812-7320
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ))

Ним А.Ю.
Предлагаемая нами методика разработки прогноза социально-трудовой мобильности работников промышленных предприятий опирается на синтез трех составляющих: теории социальной мобильности, теории социального прогнозирования, методов математико-статистического моделирования. Такой подход дает возможность представить прогнозирование как многоэтапный процесс функционирования специфической системы - системы прогнозирования, основными элементами которой являются методы сбора социологической информации и методы математического моделирования в соответствии с изучаемыми формами мобильности. Прогнозная модель строится по результатам, полученным с помощью методов прогнозирования - математических моделей: регрессионного моделирования, факторного анализа, цепей Маркова.

В исследовании, которое проводилось в 2 этапа, приняли участие работники 15 предприятий. Объем выборочной совокупности составил в зависимости от метода сбора информации (анализа документов, анкетного опроса) и этапа исследования от 41,2 до 70,7% от объема генеральной совокупности. Применялась многоступенчатая выборка: на первой ступени использовалась выборка «типического случая» - были отобраны ведущие предприятия полиграфической отрасли Республики Саха (Якутия). На второй ступени - проводился сплошной опрос внутри каждого предприятия.

Предварительно с помощью регрессионных моделей было установлено, что изменение структуры занятости в полиграфии РС (Я) до 2007 г., будет происходить в пользу увеличения доли работников нефизического труда (руководителей, специалистов, служащих) на фоне снижения общей среднегодовой численности промышленно-производственного персонала (ППП) отрасли.

Модель с несколькими независимыми переменными показывает, что на динамику численности ППП наиболее значительное влияние оказывают переменные «число действующих организаций» в отрасли и «номинальная среднемесячная заработная плата». Такие переменные, как: «объем производства», «стоимость основных фондов», «доля затрат на оплату труда в общем объеме затрат», влияют менее существенно.

В факторную модель, построенную методом многомерной статистики - Методом главных компонент, были включены 64 переменные (вопросы социологической анкеты) в соответствии с гипотезой о существовании 4 групп факторов мобильности/стабильности: факторов организации труда, социально-психологических факторов, социально - демографических и социально-экономических факторов.

Анализ проводился по R-модификации. После ортогональной ротации были отобраны 10 факторов, объясняющих в сумме 40,1% дисперсии: 1. Фактор условий труда; 2. Фактор субъективных оценок; 3. Фактор профессионального самоутверждения и самореализации; 4. Фактор содержания труда; 5. Фактор социального статуса; 6. Демографический фактор; 7. Фактор вторичной занятости; 8. Фактор заработной платы; 9. Фактор ответственности за результаты труда; 10. Фактор межличностных отношений.

Наиболее значительное влияние факторы оказывают на квалифицированных рабочих (8 из 10 факторов), а наименее - на высших руководителей. Сложившаяся система факторов мобильности в наибольшей степени способствует внезаводской мобильности. Наиболее влиятельным фактором является фактор условий труда и по силе влияния, и по доле охватываемых работников, и по степени воздействия на различные виды мобильности.

Использование цепей Маркова позволяет нам разработать прогнозную стохастическую (вероятностную) модель на основании данных мониторинга. Точечные оценки показывают, что за 2005 - 2010 гг. доля служащих в среднем снизится с 8,2 до 9,3%, доля малоквалифицированных и неквалифицированных рабочих сократится с 21,8 до 15,9%, а специалисты уменьшаться с 20,1 до 15,4%. Увеличение относительных размеров групп произойдет среди квалифицированных рабочих (с 34,3 до 37,6%), линейно-функциональных руководителей (с 11,8 до 14,7%), высших руководителей (с 3,8 до 6,0%).

Тенденции квалификационной мобильности приведут к тому, что доля неквалифицированных рабочих в среднем снизится к 2010 г. до 15,9%, а доля рабочих 4-го разряда увеличится с 26,3 до 34,5%. В силу немногочисленности рабочих 2-го разряда эта группа будет относительно стабильной, на уровне 1-1,5%. Рабочие 3-го разряда прибавят в численности, однако затем их доля будет уменьшаться. Устойчивая тенденция к снижению наблюдается у рабочих 5-го разряда. За прогнозируемый период их доля снизится в среднем с 23,1 до 21,8%. Наконец, группа рабочих 6-го разряда со временем увеличится в размерах на 3,2% и составит к 2010 г. 13,5%.

В целом социально-трудовая мобильность работников полиграфии РС (Я) характеризуется восходящей вертикальной направленностью. Увеличение групп руководителей, квалифицированных рабочих, сокращение доли неквалифицированного труда говорят о том, что в отрасли создаются высокостатусные рабочие места, растет доля занятых в нематериальной сфере. Эти изменения должны сопровождаться довольно значительными изменениями в структуре производства, внедрением передового и высокотехнологичного оборудования, требующего высокой квалификации рабочих и увеличения числа специалистов. Однако, как мы можем наблюдать, доля специалистов со временем будет сокращаться.

Отметим, что полученный нами прогноз относится к типу поисковых, когда предполагается, что в течение прогнозируемого периода тенденции и параметры объекта прогнозирования будут сохраняться. Отсюда можно сказать, что характер внутризаводской и внезаводской форм мобильности обусловлен не технологическими причинами, а, скорее, преодолением кризисной ситуации, которая все еще сохраняется в результате переживаемых последствий экономического кризиса 90-х гг. прошлого столетия. Существующие тенденции социально-трудовой мобильности в полиграфии приведут в будущем к состоянию «перегруженности», когда увеличение размеров групп верхних уровней категориальной и квалификационной структур не имеет реальных оснований, а затраты на поддержание подобных структур в высокой степени нерациональны и неэффективны.

Дальнейшие расчеты показывают, что сложившиеся тенденции мобильности не могут быть оптимизированы на основе норм управляемости. При существующих размерах и интенсивности внезаводской мобильности практически невозможно разработать систему последовательного внутризаводского продвижения. Для оптимизации мобильности следует коренным образом либо изменить кадровую политику в отрасли, либо выбрать иные критерии оптимизации.

Таким образом, поисковая прогнозная модель социально-трудовой мобильности описывает кризисное состояние полиграфической отрасли РС (Я), проявляющееся в интенсивном, стихийном характере социально-трудовых перемещений, обусловленных негативным воздействием факторов мобильности. В перспективе настоящая работа может быть продолжена по направлению разработки нормативного прогноза - установлению целей, направленных на решение указанных проблем, поиска эффективных мер и средств их достижения, а также использования других методов прогнозирования, корректировки прогноза путем организации дальнейшего мониторинга, верификации прогнозных сценариев методом экспертизы, ввода новых показателей, условий, факторов.


Библиографическая ссылка

Ним А.Ю. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ МОБИЛЬНОСТИ РАБОТНИКОВ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ (НА ПРИМЕРЕ ПОЛИГРАФИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)) // Современные наукоемкие технологии. – 2005. – № 10. – С. 111-112;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=23721 (дата обращения: 21.11.2024).

Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»
(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

«Фундаментальные исследования» список ВАК ИФ РИНЦ = 1,674